Приключения женского взгляда
Марина Прохорова о новом фильме из цикла Miu Miu Women's Tales
Очередной, одиннадцатый по счету фильм из цикла Miu Miu Women's Tales снят японкой Наоми Кавасэ и называется "Seed", то есть "Семя". Он впервые был показан не на Венецианском кинофестивале, как обычно, а в Нью-Йорке 16 февраля этого года, во время очередной недели pret-a-porter. Напомним, что эта уже прославившаяся серия короткометражных фильмов снимается режиссерами-женщинами и посвящена женщинам.
Очередной, одиннадцатый по счету фильм из цикла Miu Miu Women's Tales снят японкой Наоми Кавасэ и называется "Seed", то есть "Семя". Он впервые был показан не на Венецианском кинофестивале, как обычно, а в Нью-Йорке 16 февраля этого года, во время очередной недели pret-a-porter. Напомним, что эта уже прославившаяся серия короткометражных фильмов снимается режиссерами-женщинами и посвящена женщинам.
Когда серия фильмов Miu Miu Women's Tales только была придумана, предполагалось, что кино будут снимать начинающие женщины-режиссеры, а сама серия ограничится восемью эпизодами. Но успех привел к тому, что серию было решено продолжить, а снимать новые короткометражки стали не начинающие, а вполне знаменитые женщины. Режиссер этого фильма Наоми Кавасэ — неоднократный лауреат Каннского кинофестиваля, автор множества документальных и художественных фильмов. Наиболее известны "Судзаку" (Suzaku, 1997), "Лес скорби" (The Mourning Forest, 2007), "Недвижная водная гладь" (Still The Water, 2014) и "Ан" (An, 2015). В своих неизменно камерных фильмах Наоми Судзаку смешивает игровое кино с документальным и, по словам кинокритиков, сочетает синтоистское любование каждым отдельно взятым моментом жизни с буддистским вниманием к любому органическому процессу. В частности, в ее фильмы попали съемка родов самой Наоми Судзаку и заснятые минуты смерти воспитавшей режиссера любимой бабушки.
Фильм "Семя" посвящен, по словам самой Наоми Судзаку, исследованию японского понимания женственности. Сюжета в прямом смысле этого слова нет, камера поглощена наблюдением за героиней, совершающую некое символическое путешествие. Девушка в наряде из последней коллекции Miu Miu — большом пальто с геометрическим жаккардом, ковбойке с баской из черного тюля и большой белой тюлевой юбке — едет из Нары в Токио. По дороге она все время перегибается назад, практически становясь на мостик,— то ли для того, чтобы увидеть мир вверх ногами, то ли из опасения, что он в реальности перевернут. Надо сказать, что эти полумостики очень пугают косуль, но не вызывают никакой реакции в токийской вокзальной толпе.
Кроме того, героиня фильма по дороге любуется изумительными пейзажами, канонически наблюдает за падением кленового листа, сняв пальто, плещется в водопаде, с хохотом танцует на скошенном полу и срывает коробочку с семенами с голой ветки дерева. Это семя она меняет на яблоко у восхищенного ее непосредственностью молодого красавца. Но с красавцем девушка не знакомится, а уже в Токио заигрывает — разумеется, безо всякого эротического подтекста,— со старым бездомным, спящим на улице. Героиня предлагает ему очередной обмен — и он выдает ей вместо яблока тюлевую занавеску. Воплощающая азиатский тип женственности героиня начинает с этим куском тонкой ткани играть, одновременно танцуя со старым бездомным японцем. В финальных кадрах фильма, разломив очередную коробочку с семенами и сказав этому миру спасибо, девушка просто ускользает от пристального взгляда камеры.
Главную роль в фильме сыграла Сакура Андо, очень известная японская актриса, снявшаяся в 34 фильмах, в том числе в сериале про Наруто. По ее словам, ее героиня — "словно фея, столь же таинственное и загадочное существо". Саундтрек для "Семени" создала японская группа Sakanaction, чье творчество основывается на народной музыке, но при этом не вписывается в рамки определенных жанров.