Расставание с запасом
Правительству советуют не ждать приватизации и тратить резервы, расформировав ФНБ
Через месяц Белый дом обсудит предельные параметры бюджета на следующую "трехлетку" и меры по снижению бюджетного дефицита — заседание бюджетной комиссии назначено на 27 июня, рассказал вчера на заседании правительства глава Минфина Антон Силуанов. В экспертном совете при Белом доме полагают, что приватизация крупнейших госкомпаний покроет лишь небольшую часть дефицита — и советуют покрывать его за счет Резервного фонда. При этом в экспертном совете рекомендуют избавиться от Фонда национального благосостояния (ФНБ), истратив его на пенсионную реформу или передав активы институтам развития: при ценах на нефть $30-70 за баррель копить в нем в ближайшие годы нечего.
Правительство начинает подготовку бюджета на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов — как сообщил вчера на заседании правительства министр финансов Антон Силуанов, 27 июня на бюджетной комиссии будут обсуждаться предельные параметры бюджета. "Нам нужно будет сокращать дефицит бюджета, который также будет являться ключевым макроэкономическим параметром",— пояснил он. К этому времени будут представлены оценки размеров дефицита и меры по его достижению, отметил министр — сейчас такие предложения готовятся, но "говорить о них пока рано".
В этом году, напомнил господин Силуанов, при средней цене нефти $40 за баррель Минфин оценивает дефицит 3,3% ВВП, при условии реализации правительственных планов — 3%. В случае же второй индексации пенсий разрыв расходов и доходов все же превысит прогнозные значения, признал министр. Один из источников покрытия дефицита — дивиденды госкомпаний принесут в этом году в результате исключений в отношении ряда предприятий по выплате дивидендов за 2015 год меньше ожидавшихся 400 млрд руб. Для покрытия дефицита будет задействовано около 2,1 трлн руб. из Резервного фонда, впрочем, Минфин допускает, что потратить придется "несколько больше".
Экспертный совет при правительстве приоритет расходования Резервного фонда поддерживает. Об этом говорится в докладе рабочей группы совета (есть у "Ъ") — напомним, в июле 2015 года Дмитрий Медведев поручил министру по вопросам "Открытого правительства" Михаилу Абызову обеспечить экспертную оценку эффективности исполнения бюджета. "С учетом инфляционных рисков и сохранения ключевой ставки ЦБ РФ на высоком уровне продолжение использования средств Резервного фонда для финансирования дефицита является предпочтительным",— говорится в документе.
Однако объем Резервного фонда ограничен, а задача снижения дефицита сохранится в последующие годы, подчеркнул вчера Антон Силуанов — Минфин планирует снижать его на 1% ВВП в год. Эксперты называют дефицит 1-1,5% ВВП к 2019 году реалистичным даже при нефти не дороже $50 за баррель — при "консервативном" подходе к индексации защищенных статей, возобновлении роста ВВП "хотя бы" на 2-2,5% в год и инфляции 5-6% в год.
Еще одним источником финансирования дефицита могут стать доходы от приватизации. Напомним, Минэкономики оценивало только госпакет "Роснефти" в 700 млрд руб. Но в экспертном совете говорят о том, что приватизация сейчас "малопродуктивна" — цены уже ниже не только периода накануне кризиса 2008-2009 годов, но и 2011-2013 годов. Кроме того, в качестве покупателя "может выступить лишь крайне ограниченный круг российских олигархов или приближенных к государству компаний" — такая приватизация "бессмысленна с точки зрения повышения конкуренции в экономике, роста эффективности компаний и прекращения поддержки их за счет бюджета". Форсировать авторы доклада призывают только вопрос продажи "по любой цене" убыточных предприятий и неэффективных активов — чтобы сократить расходы на их содержание.
Если цены на нефть в ближайшие годы останутся в диапазоне $30-70 за баррель, "тенденция к снижению зависимости бюджета от цен на нефть усилится", говорится в докладе. По мнению экспертов, это не позволит России повторить опыт, например, Норвегии и ряда других стран--экспортеров нефти по накоплению значительных объемов конъюнктурных нефтегазовых доходов в суверенных фондах. "В связи с этим теряет целесообразность сохранение двух отдельных сырьевых фондов — Резервного фонда и Фонда национального благосостояния",— полагают в экспертном совете. Резервный фонд может сохраниться как институт накопления избыточных доходов федерального бюджета в годы "крайне благоприятной внешнеторговой конъюнктуры или экономического подъема". ФНБ же эксперты предлагают расформировать, направив свободные средства на изначальную цель — поддержку пенсионной реформы, а имеющиеся долгосрочные низколиквидные инвестиции в рублевые активы передать другим институтам развития.