Меню саммита принято единогласно
По другим вопросам у лидеров стран G7 имеются расхождения
В японском национальном парке Исэ-Сима проходит саммит группы семи, объединяющей ведущие демократии западного мира. Третья по счету встреча G7 без участия России призвана стать мозговым штурмом мировых лидеров по наиболее острым проблемам международной безопасности и экономики. Впрочем, дискуссия в Исэ-Симе показывает: исключение РФ из элитного мирового клуба не привело к большей сплоченности его членов, имеющих серьезные разногласия по многим вопросам — от урегулирования мировой экономики до гуманитарного кризиса, вызванного наплывом беженцев в Европу. В итоге саммит может стать подтверждением того, о чем в последние годы говорят эксперты: G7 утрачивает влияние на глобальные процессы и превращается в закрытый «клуб джентльменов».
Открывшийся в четверг в префектуре Миэ двухдневный саммит лидеров группы семи, которые с 2014 года (после начала кризиса на Украине и отмены саммита G8 в Сочи) собираются без России, примечателен не только своим уникальным японским колоритом. Для каждого из ее участников встреча, хозяином которой выступает японский премьер Синдзо Абэ, приобретает особый смысл.
Если для канадского премьера Жюстена Трюдо, пришедшего к власти в ноябре прошлого года, саммит в Японии станет дебютом в элитном клубе, то для уходящего в январе будущего года президента США Барака Обамы, напротив, встреча с коллегами по «семерке» станет прощальной.
Что касается других гостей Синдзо Абэ — британского премьера Дэвида Кэмерона, канцлера ФРГ Ангелы Меркель, французского президента Франсуа Олланда и итальянского премьера Маттео Ренци,— каждый из них имеет свои веские мотивы именно сегодня попытаться заручиться максимальной поддержкой других членов G7.
Для Дэвида Кэмерона, которому через месяц предстоит испытание референдумом о выходе Великобритании из ЕС, принципиальное значение приобретает внесенный в повестку саммита вопрос о Brexit и его последствиях для Британии и Евросоюза.
Для Ангелы Меркель и Франсуа Олланда, чьи рейтинги в год проведения саммита в Исэ-Симе достигли рекордно низких отметок, ключевое значение приобретают предложенные для обсуждения вопросы регулирования кризиса с мигрантами и борьбы с нарастающей террористической угрозой в странах ЕС. Эта же проблематика крайне значима и для итальянского премьера Маттео Ренци.
Тем временем для самого хозяина форума в Исэ-Симе Синдзо Абэ наиболее острыми стали вопросы валютного регулирования, создания механизма предотвращения нового экономического кризиса, обеспечения безопасности на Корейском полуострове, а также урегулирования территориального спора между Китаем и его азиатскими соседями в Южно-Китайском море.
В ситуации, когда у каждого из лидеров G7 есть свои очевидные приоритеты, одинаковый неподдельный интерес у гостей Синдзо Абэ вызвали разве что посещение ими древнего синтоистского храма Исэ, а также предложенные мировым лидерам традиционные местные деликатесы — морской еж, рулет из корня лопуха и мраморная говядина.
Что касается обсуждения болевых точек мировой экономики и системы безопасности, то здесь члены элитного клуба не проявили такой же сплоченности, как при постижении культурных и гастрономических достопримечательностей Японии. «Мировая экономика находится на распутье. Если будут приняты неправильные меры, мы можем столкнуться с кризисом, масштабы которого выходят за рамки обычных экономических циклов»,— попытался задать тон дискуссиям премьер Абэ, предупредив о реальной опасности повторения кризиса 2008 года (по иронии судьбы в 2008-м саммит G8 по ротации также проходил в Японии).
Впрочем, как сообщает японское агентство Kyodo, в первый день форума в Исэ-Симе мировым лидерам так и не удалось выработать совместную декларацию, которая должна быть обнародована завтра. Япония делает ставку на стимулирование экономического роста через расходы и инвестиции. Другой подход к регулированию представляет Германия — по мнению канцлера Меркель, разбухшая денежная масса требует жесткого регулирования.
Прорывов не произошло и в ходе сессии, посвященной международным вопросам: лидеры стран «семерки» лишь сошлись во мнении о необходимости требовать от КНДР прекращения любых провокационных действий, а также подтвердили важность развития межкультурного диалога и принятия мер по пресечению финансирования терроризма.
«Группа семи стала замкнутым дискриминационным институтом, и поэтому ее роль в современном мире становится все более ограниченной»,— пояснил “Ъ” директор Института мировой экономики и международных отношений РАН Александр Дынкин. По мнению эксперта, саммит в Исэ-Симе подтвердил продолжающуюся утрату влияния группы на глобальные процессы и ее превращение в закрытый «клуб джентльменов».