Совет уходит в горы
Президентские правозащитники зададут неудобные вопросы Рамзану Кадырову
Совет по правам человека при президенте (СПЧ) начинает большое выездное заседание в регионах Северного Кавказа — от Дагестана до Ставропольского края. Как выяснил "Ъ", правозащитники намерены в числе прочего обсудить ситуацию с преследованием салафитов и скандал с дагестанским детским домом "Забота" в Дагестане — по факту жестокого обращения с его воспитанниками возбуждено уголовное дело. Кроме того, в Чечне члены СПЧ встретятся с главой республики Рамзаном Кадыровым: на этой встрече планируется поднять вопрос о жителе села Кенхи Рамазане Джалалдинове, чей дом сгорел после того, как он пожаловался на местные власти.
СПЧ объявил о начинающемся выездном заседании в регионах Северо-Кавказского федерального округа. Оно начнется 30 мая и завершится 10 июня. Правозащитники намерены по порядку посетить следующие регионы — Дагестан, Чечню, Ингушетию, Северную Осетию, Кабардино-Балкарию и Карачаево-Черкесию. Закончится поездка в Ставропольском крае. "Первые итоги работы СПЧ будут обсуждаться на встречах с главами регионов, а заключительные рекомендации... будут направлены президенту РФ",— говорится в сообщении совета. Правозащитники намерены строить поездку следующим образом: часть делегации будет проверять соблюдение прав человека в социальных учреждениях, часть — в полиции и местах принудительного содержания. Все вместе они будут также вести прием заявлений от граждан, а затем беседовать с главами республик.
Как выяснил "Ъ", члены СПЧ намерены в том числе устроить проверку по наиболее резонансным случаям нарушений прав человека, которые упоминались в СМИ. В частности, члены совета Игорь Каляпин (Комитет по предотвращению пыток), журналист Максим Шевченко, Андрей Бабушкин (комитет "За гражданские права") и другие посетят СИЗО Нальчика в связи с апрельскими сообщениями о пытках арестантов. Как сообщал "Ъ" 12 апреля, несколько десятков арестантов объявили голодовку и вскрыли себе вены, протестуя против регулярных издевательств со стороны персонала СИЗО. Их родственники рассказывали, что это был жест отчаяния, поскольку любые жалобы на условия содержания не проходили внутреннюю цензуру, а их авторов водворяли в карцер или избивали.
Как рассказал "Ъ" член совета Евгений Бобров, правозащитники намерены посетить и дагестанский интернат для детей с особенностями развития "Забота", оказавшийся в центре внимания не только СМИ, но и правоохранительных органов. В отношении его руководства возбуждено уголовное дело за трудовую эксплуатацию воспитанников и издевательства над ними. Прокуратура уже установила, что директор интерната заставляла детей работать на дачном участке в поселке Семендер. О злоупотреблениях в интернате стало известно после многочисленных жалоб и обращения в правоохранительные органы депутата Госдумы Ризвана Курбанова. Онлайн-петиция с требованием привлечь руководство "Заботы" к уголовной ответственности в марте собрала более 100 тыс. подписей. "В этом детском доме есть случаи нарушения прав детей вплоть до летального исхода. Мы хотим выяснить, как до такого вообще дошло",— сказал господин Бобров. Члены совета намерены также проверить социальные учреждения в Дербенте, Каспийске и Буйнакске.
Дагестан, сказал "Ъ" член совета Максим Шевченко, вообще вызывает у правозащитников серьезную тревогу. По его словам, особое внимание будет уделено недавним случаям преследования верующих, а также закрытию мечетей на улицах Венгерских Бойцов и Котрова в Махачкале, которые правоохранители считают салафитскими. "В Дагестане существует внеюридическая система постановки на профилактический учет, что является абсолютным беспределом,— считает господин Шевченко.— Практика давления на верующих и приводит людей в экстремистские организации".
Правозащитники намерены встретиться с главой Чеченской Республики Рамзаном Кадыровым: по данным "Ъ", на встрече они намерены обсудить в том числе ситуацию в селе Кенхи. Как неоднократно сообщал "Ъ", внимание к высокогорному селу привлек его житель Рамазан Джалалдинов. Он записал видеообращение, в котором пожаловался на ситуацию с ЖКХ в населенном пункте, после чего ему стали поступать угрозы, а его дом сожгли неизвестные. Сейчас господин Джалалдинов находится с семьей в Дагестане.