"СГ-Транс" повернул на новые рельсы
50% оператора может получить Искендер Халилов
Конечным покупателем 50% железнодорожного оператора "СГ-Транс" у АФК "Система" станет "ИСР Транс", входящая в ISR Holding Искендера Халилова. Стоимость сделки источники "Ъ" оценили в 6 млрд руб. Эксперты допускают, что в перспективе бизнес "СГ-Транса" может быть разделен между совладельцами.
Подконтрольное "СГ-Трансу" ООО "Башнефть-Транс" подало заявку на покупку у АФК "Система" 50% в "СГ-Трансе", сообщили в пятницу в службе. Основной акционер "Системы" Владимир Евтушенков еще в марте говорил, что нашел покупателя на актив (см. "Ъ" от 23 марта), но источники "Ъ" уточняли, что сделка на ранней стадии и не состоится раньше второго квартала. В ФАС пояснили, что заявка "Башнефть-Транса" (с 2014 года полностью принадлежит "СГ-Трансу") подана 18 мая.
"СГ-Транс" занимается транспортировкой сжиженных углеводородных газов (СУГ), нефтеналивных и нефтехимических грузов. По 50% принадлежит АФК и "Вектор рейлу" Алексея Тайчера, Тимура и Руслана Бабаевых. По отчету АФК за первый квартал, выручка "СГ-Транса" по РСБУ составила 19,4 млрд руб.
Партнер юридической фирмы Nektorov, Saveliev & Partners Александр Некторов отмечает, что структура сделки указывает на фактический переход контроля ко второму акционеру "СГ-Транса": акции, принадлежавшие АФК, становятся квазиказначейскими, ими голосует менеджмент. "В результате сделки дочерняя компания становится совладельцем головной структуры, что в развитых корпоративных порядках запрещено, но в РФ вполне законно",— отмечает юрист. В "СГ-Трансе" и АФК от комментариев отказались, не стал обсуждать сделку и Алексей Тайчер.
Переход доли АФК к "Башнефть-Трансу" может оказаться лишь промежуточным этап сделки. Источник "Ъ" в отрасли говорит, что наиболее вероятным конечным покупателем станет оператор "ИСР Транс", входящий в ISR Holding азербайджанского предпринимателя Искендера Халилова. Глава "ИСР Транса" — сын господина Халилова Рахман, он входил в совет директоров "СГ-Транса" в 2014 году как независимый директор. АФК уже подписала все документы, говорит собеседник "Ъ", и близка к заключению сделки. С "ИСР Трансом" связаться не удалось.
"ИСР Транс" занимается транспортировкой нефтепродуктов, владеет Таганрогским мазутным терминалом, двумя танкерами "река--море", 11,5 тыс. цистерн для нефтепродуктов, 1,6 тыс. вагонов-цистерн для СУГ, управляет 500 танк-контейнерами. По данным СПАРК, за 2014 год выручка — 20,9 млрд руб., чистый убыток — 868 млн руб.
Владимир Евтушенков говорил, что выходит из актива с прибылью относительно цены покупки. АФК приобрела 100% "СГ-Транса" в 2012 году за 22 млрд руб., но с тех пор за его периметр выведена заметная часть активов, в том числе "СГ-Трейдинг" с 12 базами и 64 газовыми АЗС (стоимость основных средств — 1,23 млрд руб.), который остался у АФК и не был разделен c "Вектор рейлом", так что реальную стоимость доли оценить сложно. Два источника "Ъ", знакомые с ситуацией, говорят, что сумма сделки — около 6 млрд руб. По словам одного из них, цена отражает рыночную стоимость "СГ-Транса". Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров согласен, что "это вполне рыночная цена". "Башнефть-Транс" обладает парком цистерн и действующим контрактом с "Башнефтью" до 2018 года, поэтому сможет привлечь кредит на покупку, полагает он.
По мнению эксперта, смена собственника может являться и предвестником разделения бизнеса "СГ-Транса" на транспортировку СУГ и нефтеналивных грузов: у них разная рентабельность, и нефтеналив — более трудный сегмент, который, возможно, "СГ-Транс" захочет в будущем продать профильному игроку — например, "Нефтетранссервису" или "ИСР Трансу".