Как приручить рунет
Государство хочет контролировать инфраструктуру и трафик сети
Чиновники продолжают искать возможности усиления контроля за инфраструктурой, на которой держится рунет. Для предупреждения информационно-технологических угроз национальным интересам России государство намерено получить исключительное право по регулированию критических элементов сети и создать государственную систему обеспечения ее устойчивости и безопасности.
Минкомсвязь обсуждает поправки к закону "О связи", направленные на обеспечение целостности и устойчивости рунета, следует из документа (есть у "Ъ"). В частности, в проект предлагается включить статью о регулировании критических элементов рунета — доменных зон .RU и .РФ вместе с инфраструктурой; системы точек обмена трафиком, инфраструктуры автономных систем сети Интернет российских физических и юридических лиц, а также создать государственную информационную систему обеспечения целостности, устойчивости и безопасности функционирования рунета (ГИС). При этом, следует из документа, национальные доменные зоны с инфраструктурой, а также ГИС переходят под управление РФ.
ГИС, согласно проекту, должна обеспечивать сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о рунете и его интеграции с международными сетями связи. "Организации, индивидуальные предприниматели, физлица, находящиеся в юрисдикции РФ и получившие номер автономной системы и (или) IP-адрес, обязаны предоставить сведения для размещения в системе",— следует из предложений. Госзаказчиком ГИС предлагается назначить Минкомсвязь, оператора определит правительство. Финансировать деятельность по управлению национальными доменными зонами ГИС предлагается из резерва универсальных услуг связи (УУС, формируется за счет ежегодных отчислений 1,2% выручки от оказания услуг связи всех операторов страны). Наконец, Минкомсвязь предлагает увеличить долю объема национального интернет-трафика, маршрутизируемого, пропускаемого и терминируемого в РФ, до 99% в 2020 году с 75% в 2015 году и на 99% продублировать критические элементы рунета, расположенные в РФ (доля в 2015 году — 20%).
Нынешние идеи Минкомсвязи — это в том или ином виде свод предложений, как сделать российский сегмент интернета более устойчивым и защищенным, которые обсуждаются последние два года. В частности, речь идет о предложениях по усилению контроля за инфраструктурой рунета — например, о реестре российских доменов и точках обмена трафиком. Просто на уровне здравого смысла невозможно считать реестр российских доменов критической инфраструктурой, утверждали собеседники "Ъ" в отрасли, уверяя, что в дополнительном контроле нужды нет. Что касается точек обмена трафиком, то крупнейшая из них — компания MSK-IX — и так под контролем "Ростелекома". "Акционерная структура MSK-IX оптимальная, в ней присутствует и некоммерческая организация, которая дает профессиональную экспертизу, и государственный "Ростелеком" — такая структура дает возможность соблюсти баланс интересов всех сторон",— сообщили в MSK-IX.
Доменами .RU и .РФ сейчас управляет Координационный центр национальных доменов (КЦ). Тогда же, в 2014 году, когда Минкомсвязь даже проводила специальные учения на случай вмешательства в работу рунета извне, чиновниками уже предлагалось передать полномочия КЦ специальному госоргану. Политика Координационного центра — это открытость и сотрудничество как с общественными организациями, так и с федеральными органами управления, заявили вчера в пресс-службе КЦ. "Например, недавно в состав учредителей наравне с другими общественными организациями вошел Институт развития интернета. Государство также усилило контроль за доменной инфраструктурой — помимо представителей Минкомсвязи в совете с "правом вето" министерство также пополнило список учредителей Координационного центра",— напоминают в КЦ.
В Минкомсвязи отказались комментировать документ. Источник в министерстве уточнил, что предложения не имеют статуса, они еще даже не обсуждались с министром. Но о них уже слышал источник "Ъ" в Минобороны: "Я вижу отрицательное в создании новых бюрократических функций, довольно избыточных". Это комплекс мер по обеспечению контроля за интернетом: весь внутренний трафик вернуть в РФ и контролировать, а весь внешний поставить под контроль в местах его прибытия, уверен источник "Ъ", близкий к сотовым операторам.
Топ-менеджер госкомпании и собеседник "Ъ" в отрасли считают невозможным реализовать предложения по маршрутизации трафика и контролировать точки обмена трафиком. Законопроект затрагивает интересы зарубежных игроков: под контроль попадают находящиеся в РФ кэширующие серверы Google, Alibaba, оборудование Level3, China Telecom, указывает сотрудник российской компании. Он считает, что Минкомсвязь руководствуется политическими целями, ориентируясь на рынок Китая, который закрыт от западных игроков "файерволом". "Но там нет политики, они монетизируют свой рынок, потому что интернет-пользователей в Китае почти миллиард. Попасть в закрытый Chinanet можно, только купив трафик у самих же китайцев. Подключиться в Гонконге стоит 3 тыс. руб. за 1 Мб/с, тогда как в Москве — не выше 100 руб. за 1 Мб/с",— говорит собеседник "Ъ".
Федеральный чиновник не исключает и проблемы с финансированием мероприятий законопроекта из резерва УУС: фонд не является целевым. Но операторов, скинувшихся в резерв УУС, это не беспокоит. Фонд универсального обслуживания — как налог, поясняет вице-президент "Вымпелкома" по стратегии и развитию бизнеса Александр Поповский, какая разница, как государство его будет использовать.