Опасные правила для опасных водителей
В ПДД внесены поправки для борьбы с агрессивной ездой
В Правилах дорожного движения появился новый термин — "опасное вождение". Под ним инспекторы ГИБДД будут понимать резкие перестроения, торможения, несоблюдение безопасной дистанции и другие маневры, угрожающие жизни других участников движения. Осенью Госдума определится с наказанием за новый вид нарушения: обсуждается санкция от штрафа в 5 тыс. руб. до уголовного преследования. Кроме того, правительство внесло в Госдуму законопроект, вводящий аналог балльной системы нарушений: водители будут лишаться прав на срок до полутора лет за три и более нарушения в течение года.
Исходя из опубликованных вчера поправок к ПДД, которые подписал премьер Дмитрий Медведев, под опасным вождением понимается "неоднократное совершение одного или нескольких следующих друг за другом" действий: невыполнение требования уступить дорогу авто, пользующемуся преимущественным правом проезда (при перестроении из полосы в полосу); перестроение при интенсивном движении на всех занятых полосах (кроме случаев поворота налево или направо, разворота); несоблюдение безопасной дистанции, бокового интервала, необоснованное резкое торможение и препятствование обгону. Эти маневры признаются опасным вождением, если они провоцируют "ситуацию, создающую угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба".
Госавтоинспекция работала над поправками с 2015 года для усиления борьбы с водителями, которые играют на дороге "в шашечки", подрезают других и выполняют другие опасные маневры. 13 мая "Ъ" сообщил о финальной версии нового термина, доработанного после общественного обсуждения; в таком виде он и стал частью ПДД. Многие считают новые формулировки чересчур сложными для понимания. Для популяризации поправок правительство РФ уже запустило специальный сайт с примерами-видеороликами.
Предполагается, что инспекторы ГИБДД будут выявлять опасных водителей по видео — как собственным, так и присланным гражданами. После отработки технологии власти примут решение о том, как наказывать нарушителей. Первоначальная идея ГИБДД была ввести штраф в 5 тыс. руб. Но в мае в столице произошло сразу несколько громких инцидентов, связанных с агрессивным вождением, а это значит, что может быть введено и более жесткое наказание.
Самым скандальным стал случай, происшедший в центре Москвы с внедорожником Mercedes Руслана Шамсуарова — сына топ-менеджера компании ЛУКОЙЛ. 22 мая, возвращаясь с друзьями из клуба, господин Шамсуаров пустил за руль приятеля Абдувахоба Маджидова. Тот, в свою очередь, принялся выезжать на встречную полосу, заезжать на газон, превышать скорость, провоцируя ДПС. Все происходящее снималось на видео прямо из салона. В итоге машину остановили, на "гонщика" оформили несколько протоколов и отпустили домой. Это крайне возмутило начальника столичной полиции Анатолия Якунина: он настоял на немедленном задержании водителя и пассажиров машины, призвав "остановить беспредел со стороны золотой молодежи". Сейчас все участники инцидента отбывают административный арест за неповиновение полицейским.
Инцидент спровоцировал публичный спор между силовиками. Полиция попыталась возбудить уголовное дело по статье "Хулиганство" (на этом настоял господин Якунин), однако вчера прокуратура Москвы опротестовала это решение, не увидев в происшедшем уголовно наказуемого деяния. Вместо этого прокуроры предложили СК возбудить уголовное дело за оскорбление сотрудников полиции, следователи проводят проверку. Представитель СК Владимир Маркин вчера запустил опрос в Twitter, какое наказание должны понести все участники инцидента.
Скандальный инцидент "наверняка повлияет на конечное решение по поводу наказания опасных водителей", считает первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков (курирует тему безопасности движения в парламенте). Первый вице-премьер Игорь Шувалов вчера заявил, что штраф за опасную езду должен быть "более 5 тыс. руб.". Начальник столичного главка Анатолий Якунин настаивает на уголовном преследовании водителей, которых уличили в опасной езде повторно.
"Теоретически такой вариант допустим, мы его применили ранее по отношению к пьяным водителям (речь идет о поправках к УК, вступивших в силу в 2015 году.— "Ъ"),— говорит господин Лысаков.— Но нужно будет провести консультации с Верховным судом, поскольку сейчас у нас взят курс на декриминализацию многих преступлений". Об этом, напомним, в декабре 2015 года в послании Федеральному собранию говорил Владимир Путин. В любом случае, по мнению господина Лысакова, у судов должен быть "широкий диапазон инструментов", которые можно будет применять в случаях опасного вождения,— от штрафа до административного ареста и обязательных работ.
Кроме того, Госавтоинспекция подготовила поправки к КоАП, вводящие аналог балльной системы нарушений: водители будут лишаться прав на срок до полутора лет за то, что три раза или более в течение года превышали скорость, игнорировали требования знаков, допускали другие виды нарушений или их сочетания. Нарушения, зафиксированные автоматической камерой, балльной системой учитываться не будут. Вчера законопроект был внесен правительством в Госдуму.