«Аграрий не может быть пессимистом!»

Бессменный руководитель теперь уже группы компаний «Зерос», один из основателей Национального союза производителей говядины, депутат Липецкого областного совета депутатов Николай Бобин рассказывает о своем пути и выведенной через потери и обретения формуле ведения бизнеса

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

— Николай Николаевич, как удалось обанкротившийся липецкий колхоз, который вы взяли под свою опеку, превратить в одно из крупнейших сельскохозяйственных производств России?
— Для того, чтобы добиться успеха, не стоит изобретать велосипед. Надо только разумно использовать тот мировой опыт, который уже существует. Именно используя мировой опыт производства говядины, мы создали цепочку из пяти звеньев. Так создавался наш холдинг. Начинали как зерновая компания «Зерос» (название задумывалось как «Зерно России»). Хотели продавать крупные партии продовольственного зерна и строить на этом эффективную экономику. Выбирали культуры, изучали системы технологий. После 3–4 лет работы объем зерна вырос с 30 тыс. тонн до 100 тыс. тонн. Сейчас у нас 30 тыс. га земли. Основные культуры, которые выращиваем, – зерно, кукуруза, масличные культуры – рапс, рыжик, соя, люпин – это основа кормовой базы для животноводства. Делая акцент на кукурузу, урожай которой из года в год у нас был стабильно высок – от 70 до 100 центнеров, мы приняли решение заняться выращиванием мраморной говядины.

— Помнится, сколько дебатов развернулось вокруг того, что вы первыми в России стали на своей площадке «Албиф» выращивать скот под открытым небом, опровергая все отечественные догматы животноводства. Откуда вы черпали тогда уверенность в успехе?
— В начале проекта «Зерос» мы оказались в Канаде, чтобы понять, почему на той же широте, что и у нас, у них получают высокие урожаи кукурузы, а у нас нет. И там я впервые увидел такую откормочную площадку, которую там называют фидлотом. В Канаде таких площадок 220–240 в аналогичных нашим климатических условиях. Если правильно содержать и кормить, скот на открытой откормочной площадке хорошо развивается. Мы не просто скопировали, а развили канадский опыт – создали липецкую модель индустриального производства говядины, построив первую в России площадку такого типа на 13 тыс. голов одновременного содержания. С момента создания компании прошло 14 лет. За эти годы было все: и значимые подъемы, и остановки, и потери. Мы искали новые решения, набивали шишки, обретали свой опыт. Сложился рентабельный холдинг, который способен противостоять кризисным ситуациям и продолжать развиваться.

— Какова его конфигурация на сегодняшний день?
— Сегодня – это четыре направления. Первое – зернопроизводство. О проекте «Албиф» по индустриальному производству мяса мраморной говядины я уже сказал. В этом проекте пять составных частей: своя кормовая база, откормочная площадка, племенное хозяйство, мясокомбинат и своя сбытовая сеть – около 50 магазинов в Воронеже и Липецке. Кроме того, работаем с сетями – «Ашаном» и «Метро». Третье направление холдинга – выращивание индейки, которую также откармливаем на кукурузе. Этот проект известен под брендом «Винитуки». В этом году выйдем на производство 12 тыс. тонн мяса в год. Одним из наиболее перспективных направлений, которое на сегодня занимает около 60% в структуре холдинга, мы считаем маслоэкстракционный завод «Либойл». Уникальность этого производства в его универсальности – за считанные часы его оборудование может перенастраиваться с переработки одной культуры, допустим, рапса, на другую – например, на подсолнечник. Сегодня здесь мы можем выпускать высококачественное подсолнечное масло, так называемое высокоолейновое, которое может быть заменой оливковому. Перерабатываем до 6 тыс. тонн сырья ежемесячно. Работаем на рапсе, сое, рыжике, подсолнечнике, люпине, получая при этом и высококачественный шрот. Этот год станет переломным для нас в связи с тем, что построили цех рафинации. Надеемся существенно нарастить отгрузку на экспорт – до 40–50%. Можно сказать, что это наш вклад в российскую программу импортозамещения. Кроме того, в этом году строим большое производство по фасовке масла, что позволит нам войти в торговые сети с уникальным экологически чистым продуктом. Одновременно строим на птицефабрике цех по глубокой переработке мяса индейки и выпуску колбас, других деликатесов и две площадки по откорму, которые позволят увеличить объемы производства мяса индейки на 5–6 тыс. тонн. В сентябре-октябре планируем уже сдать в эксплуатацию все эти объекты. Думаю, что сегодня созданы все условия для того, чтобы в ГК «Зерос» каждая составная часть повышала эффективность целого.

— Насколько, на ваш взгляд, значима государственная поддержка развития АПК?
— Липецкая область – особая. Она всегда поддерживала инвестиционные проекты в сельском хозяйстве. Развивая каждое из своих направлений, мы старались опираться на системы поддержки областных и федеральных властей. Во всем мире сельское хозяйство базируется на поддержке регионального и федерального бюджета. Отрадно то, что в России уже принят целый ряд таких государственных программ. В Липецкой области успешно работают региональные программы по зернопроизводству, мясному скотоводству, животноводству. Был даже проект по выращиванию и переработке рапса, благодаря которому объемы его посева выросли в десятки раз.

— А какие факторы вы бы сегодня назвали сдерживающими в отношении сельхозпроизводителей?
— Я думаю, только то, что кредитные ресурсы стало получить значительно сложнее, они довольно дороги, что серьезно влияет на сроки и скорость окупаемости инвестиционных проектов, особенно крупных.

— Пессимизм в этой связи не одолевает?
— Отнюдь, в нашем случае мы опираемся на нашего давнего и надежного партнера – Россельхозбанк. Да и люди, работающие в сельском хозяйстве, просто не могут быть пессимистами! Несмотря ни на какие сложности, мы должны оставаться в строю, делать свое дело, кормить Россию.

«Липецкая область. 2016»
Онлайн проект на правах рекламы
Вся лента