«В Евросоюзе все больше голосов за снятие санкций. И они все громче»
Замглавы МИД Греции рассказал “Ъ”, почему Европе не стоит бояться России
Состоявшийся на прошлой неделе визит президента РФ Владимира Путина в Грецию показал: Афины остаются одним из ключевых европейских союзников Москвы. О том, может ли РЖД претендовать на контроль над греческим железнодорожным оператором Train OSE, почему санкционный режим в отношении РФ не будет продлеваться автоматически и не пора ли Евросоюзу вернуться к вопросу об облегчении визового режима для российских граждан, корреспонденту “Ъ” ПАВЛУ ТАРАСЕНКО рассказал замминистра иностранных дел Греции НИКОС КСИДАКИС, который находится с визитом в Москве.
— Что вы считаете самым значимым результатом визита Владимира Путина в Грецию?
— Не могу отвечать за президента Путина, но предполагаю: визит в Грецию предоставил ему возможность отправить сигнал всей Европе. Мне кажется, этой цели ему удалось достичь.
— Какой именно сигнал?
— О том, что Европа и Россия не могут существовать раздельно. Греция — благодатная почва для подобных обсуждений.
— А какие ожидания были у греческой стороны?
— Визит президента Путина рассматривался как ответ на поездки руководства Греции в Россию в прошлом году. Также он стал подтверждением прочной и искренней дружбы между двумя странами. По стратегическим и экономическим соображениям отношения с Россией всегда имеют для нас особую значимость.
Также речь идет об очередном подтверждении нашей историко-духовной общности. Эти особые связи между народами нашли отражение в визите Владимира Путина на Святую гору Афон. Кроме того, по-моему, впервые произведение великого Андрея Рублева было привезено в Грецию (президент Владимир Путин и премьер Алексис Ципрас открыли в Афинах выставку иконы «Вознесение».— “Ъ”). В воскресенье, когда я приехал в Москву, первым делом посетил Третьяковскую галерею — ради икон Рублева.
— В ходе визита Владимир Путин подтвердил, что РЖД изучает возможность приобретения контрольного пакета акций греческого железнодорожного оператора Train OSE и инвестиций в морской порт в Салониках. Учитывая сохраняющиеся санкции ЕС, насколько это реально?
— Не думаю, что режим санкций — это препятствие для участия компаний с российским капиталом в различных тендерах. Естественно, при соблюдении всех правил этих тендеров и всех международных обязательств.
— Будучи в Афинах, Владимир Путин также признал, что российские ответные санкции нанесли ущерб греческим фермерам. При этом Россия режим контрсанкций продлила.
— Действительно, по нашей высококачественной сельскохозяйственной продукции, которая была нацелена на российский рынок, был нанесен удар. Один из рассматриваемых сейчас вариантов выхода из положения — создание совместных российско-греческих аграрных предприятий. Даже в условиях санкций юридических препятствий для этого нет. И этот вариант касается не только Греции, но и других стран Средиземноморского бассейна, которые столкнулись с той же проблемой.
— Еще одна актуальная тема — туризм. Египет и Турция по-прежнему закрыты для российских туристов. Насколько большую выгоду это сулит Греции?
— Греция готова открыть объятия для российских туристов. И обеспечить им полный комфорт. Пик визитов пришелся на 2013 год, когда в Грецию приехало 1,3 млн российских туристов. В прошлом году было около 550 тыс. Снижение турпотока вызвано целым рядом причин — и общим финансовым кризисом, с которым столкнулась как Европа, так и Россия, и курсом евро к рублю.
Что касается Египта, нельзя говорить, что поток туристов был полностью перенаправлен в Грецию: Египет в основном посещают зимой. Но в этом году, безусловно, мы ожидаем рост числа туристов.
— Вместе с тем в конце апреля не все российские туристы, подавшие в Москве документы на греческие визы, успели их получить. Делается ли что-то для предотвращения подобных ситуаций?
— Да, были определенные проблемы — особенно в Страстную неделю, перед Пасхой. Это было связано с введением новой системы биометрического оформления шенгенских виз. Но по сравнению с огромным количеством поданных документов отмен поездок из-за неполучения виз было мало. Можно говорить о нескольких десятках таких случаях при более чем 100 тыс. заявлений.
Мы постоянно совершенствуем систему подачи документов. Резко увеличилось число сотрудников консульства в Москве, которые занимаются этими вопросами. На данный момент их 95. А в ближайшие пять-шесть дней станет уже 110.
— Вы обсуждаете эту тему в ходе визита в Москву?
— Да, безусловно. Я только что беседовал с заместителем главы МИДа Алексеем Мешковым, который отвечает за европейские вопросы. Во вторник встречаюсь с заместителем руководителя Ростуризма. То есть этими вопросами занимаются как в правительстве, так и в бизнес-сообществе.
Безусловно, некое беспокойство на российском туристическом рынке существует. Очень многие люди хотят куда-то выехать, а два больших туристических направления закрыты. Внезапное перенаправление турпотока стало неожиданностью. И, безусловно, чьи-то интересы в связи с новыми реалиями ущемляются. Но мы сделаем все для того, чтобы обслужить всех желающих посетить Грецию.
— Можно ли говорить о возможной либерализации визового режима до отмены санкций?
— Среди тех, кто ездит в Европу, много ученых, предпринимателей, студентов. Именно для этих категорий нужен облегченный режим. По крайней мере на первых этапах этого можно добиться путем выдачи многократных долгосрочных виз. Ведь известно, что Россия — не поставщик нелегальных мигрантов. Этот вопрос требует серьезного обсуждения за рамками темы снятия санкций. Нужно обсуждать его под тем же углом, под которым Европа изучает вопрос либерализации визового режима для граждан Турции, Украины, Грузии...
— А что касается санкций, можно ли ожидать, что их продление теперь хотя бы не будет происходить автоматически, как раньше?
— Уже сейчас на политическом уровне внутри ЕС обсуждается вопрос о том, что продление санкций не должно происходить в автоматическом режиме. Что должно быть обсуждение и анализ всей ситуации. В Евросоюзе все больше голосов за снятие санкций. И они все громче.
— То есть можно ожидать, что эта тема будет поднята на следующем саммите лидеров стран ЕС?
— Думаю, этот вопрос будет в повестке дня. Не могу знать окончательного решения, однако предполагаю, что режим санкций будет продлен — но в результате серьезного обсуждения. И, конечно, санкции — это не навсегда.