«С будущим связан не ЕГЭ, а само состояние образовательной системы»
Выпускникам в Новокузнецке не хватило дополнительных бланков во время сдачи единого госэкзамена. Об этом агентству ТАСС сообщили в комитете образования и науки городской администрации. Из-за этого школьникам пришлось подавать апелляцию и идти на пересдачу. Подобная ситуация уже была в Москве и Красноярске. Массовое нарушение процедуры проведения экзамена вызвало возмущение общественности. Журналист Дмитрий Губин считает, что в изменениях нуждается не только сам госэкзамен, но и вся система российского образования.
Из событий последних дней для школьных выпускников и их родителей главным является единый госэкзамен. Новость о любой технической погрешности, типа нехватки бланков, воспринимается как новость о нехватке баллов. Страсти кипят, потому что результат ЕГЭ кажется самым непосредственным образом связанным с будущим.
Между тем с будущим связан не ЕГЭ, который худо-бедно, но оценивает соответствие ученика образовательной системе, а само состояние этой системы. Она так жестко повязана образовательными стандартами, что совершенно непонятно, как из нее может выйти человек завтрашнего дня, в котором стандарты явно будут иными.
Возьму пример, близкий мне — литература. Нынешних школьников учат разбираться в конфликте отцов и детей ХIХ века и понимать литературные приемы Тургенева, в то время как в ХХI веке литература потеряла вообще все влияние и на отцов, и на детей. Литература как вид искусства недурно обслуживала индустриальную эпоху, но в постиндустриальную знание Толстого и Тургенева значит не больше, чем знание Пелевина и Прилепина. Литература из национального хребта превратилась в частную опцию. А если вы с этим не согласны, то подсчитайте, сколько книг из разряда fiction вы читаете в год и, самое главное, какая из них производила на вас впечатление, сопоставимое с влиянием Толстого на современников.
Возможно, литературу теперь следует отнести к курсу истории, и убрать из ее изучения всю дикость школьного литературоведения, связанную с «образом Базарова» или «образом Онегина» — все равно в университете это потребуют забыть, а не поступившие забудут и так. Возможно, следует преподавать вместо литературы non-fiction. А возможно, следует литературу заменить словесностью, потому что даже начитанный русский человек не знает ни логики, ни риторики и совершенно не умеет отстаивать свою точку зрения в дискуссии.
Я не знаю, какие формы должна принимать школа будущего, потому что ответ на это ищут в школах экспериментальных, которые в России невозможны из-за школьных стандартов. И это меня пугает больше, чем вопросники ЕГЭ. Противоречие между новаторством и стандартом не только наша проблема. Но когда с ней столкнулись, например, в Армении, там изменили закон: и новаторы, типа школы «Айб», где школьники скатываются с верхних этажей на нижние по трубам, получили законное право на эксперимент.
В этом смысле России следовало бы учиться и учиться.
Готовы ли вы к сдаче ЕГЭ? Проверьте с помощью теста «Ъ».