«Каждый имеет право обратить внимание на то, что не соответствует реальности»
Поисковики ограничили выдачу информации о бизнесмене Сергее Михайлове
Бизнесмен Сергей Михайлов по прозвищу «Михась» воспользовался законом о «праве на забвение». По данным РБК, «Яндекс» и Google ограничили выдачу результатов о Михайлове, которого называют одним из лидеров Солнцевской ОПГ. Интернет-поисковики, ссылаясь на новый закон, блокируют часть информации по запросам «Сергей Михайлов "Михась"», «Сергей Михайлов Солнцево» и другим подобным. При этом какие именно материалы и на каком основании удалены, неизвестно. «Яндекс» и Google не смогли предоставить оперативный комментарий. О связи Сергея Михайлова с Солнцевской ОПГ, за которой числятся убийства, разбойные нападения и рэкет, СМИ сообщали в 90-х годах.
В 1996 году Сергей Михайлов был арестован в Швейцарии по обвинению в участии в Солнцевской ОПГ и отмывании денег. Однако через два года суд присяжных его полностью оправдал. Тогда Михайлов получил более €500 тыс. компенсации, после чего вернулся в Россию. Судя по информации с официального сайта бизнесмена, последние годы он большую часть своего времени посвящает работе благотворительного фонда «Участие». Организация оказывает помощь православной церкви, больницам, детским домам, а также ветеранам правоохранительных органов. На сайте также указан большой список наград Михайлова. В 2014 году бизнесмен сообщил, что Владимир Путин наградил его именными часами. Однако пресс-секретарь президента Дмитрий Песков позже опроверг эту информацию.
Закон о «праве на забвение» действует в России с начала этого года. Документ позволяет удалять из интернет-поисковиков информацию о пользователях, если, по их мнению, она недостоверна, неактуальна или распространена с нарушением законодательства. Даже если человек предположительно связан с организованной преступностью, он все равно имеет право на «забвение», считает один из авторов закона, первый замглавы комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Вадим Деньгин.
«Закон равен абсолютно для всех. Я не имею права бездоказательно кого-то в чем-то обвинять и уж тем более вешать на кого-то ярлыки. На самом деле, тысячи человек уже убрали из сети тот материал, который они считают неактуальным или не имеющим право на существование», — заявил Деньгин.
По закону о «праве на забвение» интернет-поисковики имеют право отказать пользователю в удалении информации. Такое решение гражданин может обжаловать в суде. Однако поисковые службы чаще всего идут на досудебное урегулирование ситуации, чтобы избежать издержек, отметила директор по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирина Левова в эфире «Коммерсантъ FM».
«Поисковый сервис не является судом. Даже если им очень четко написать инструкцию, у них не получится принимать правильные решения. Когда мы аргументировали против законопроекта, приводили пример с няней, которую хотят нанять через интернет какие-то люди. О ней плохие отзывы в интернете. Поработала три года уборщицей — через три года о ней ищут информацию, и нет информации в интернете о том, что она плохая няня. Как в этой ситуации — будет общественно значимая информация или нет? И здесь такая же ситуация. Поисковики и так постоянно судятся по разным поводам: там огромные юридические службы и издержки, которые тратятся на судебные разбирательства по самым различным поводам. Конечно, это дополнительная нагрузка, в любом случае», — считает Левова.
По данным «Яндекса», компания с начала года получила более 3,5 тыс. обращений с просьбой удалить информацию в рамках закона о «праве на забвение». В 73% случаев компания отказалась это делать, ссылаясь на невозможность проверки предоставленных данных. В свою очередь Google, согласно отчету корпорации, за этот же период получил почти 1,5 тыс. аналогичных запросов. Из них поисковик удовлетворил лишь 26%.