Велосипедисты и пешеходы оставляют водителей без прав
Правительство РФ определило наказание для злостных нарушителей правил
Лишиться водительских прав можно будет за совершение в течение года трех «наиболее опасных» нарушений ПДД. В этот перечень попали превышение скорости на 40 км/ч, проезд на красный свет, отказ уступить дорогу скорой помощи, пешеходу или велосипедисту. Все эти нарушения должны быть зафиксированы инспекторами вручную. Соответствующие нововведения содержатся в поправках к КоАП, внесенных в Госдуму правительством России. Законопроект будет рассмотрен осенью, после выборов.
Поправки к КоАП, внесенные в Госдуму правительством, содержат новую ст. 12.38 («Систематическое нарушение правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством»). Суть ее сводится к следующему. Если водитель в течение года совершает три нарушения из перечня нарушений, признанных ГИБДД наиболее опасными, то на четвертый раз он лишается прав на полтора года или штрафуется на сумму до 30 тыс. руб., если прав у водителя нет.
В список наиболее опасных с точки зрения Госавтоинспекции нарушений вошли (только они будут учитываться в новой накопительной системе):
— ст. 12.9 КоАП ч. 3–7, то есть нарушение скоростного режима, начиная от превышения скорости на 40 км/ч и далее;
— ст. 12.10 КоАП ч. 1 и 3, то есть пересечение железнодорожных путей вне переезда или на красный свет, а также повторное совершение этого правонарушения;
— ст. 12.12 КоАП ч. 1 и 3, то есть проезд на красный свет или повторное совершение этого правонарушения;
— ст. 12.13 КоАП ч. 3, то есть невыполнение требования ПДД уступить дорогу скорой помощи, пожарным или полиции;
— ст. 12.14 КоАП, ч. 2 и 3, то есть разворот на пешеходном переходе, в тоннеле, на мосту (и другие случаи, описанные в пункте 8.11 ПДД), а также движение задним ходом в запрещенных для этого местах, а также невыполнение требования ПДД уступить дорогу машине, которая пользуется преимущественным правом проезда (например, при выезде с второстепенной дороги на главную);
— ст. 12.15, ч. 4 и 5, то есть выезд на встречную полосу или на трамвайные пути встречного направления, а также повторное совершение этого правонарушения;
— ст. 12.16, ч. 2, то есть поворот налево или разворот в нарушение требований дорожной разметки или знаков;
— ст. 12.18 КоАП, то есть невыполнение требования ПДД уступить дорогу пешеходам или велосипедистам.
В новой накопительной системе будут учитываться только те нарушения, которые зафиксированы инспекторами вручную: постановления, выписанные по данным автоматических камер, не учитываются. Напомним, за последние годы в связи с сокращением штата сотрудников МВД и курсом на отказ от субъективной оценки инспекторов ГИБДД делает ставку на максимальном применении камер. На данный момент на дорогах установлено более 10 тыс. комплексов (в Москве их 800, к концу года будет 1,4 тыс.), причем значительная их часть контролирует скорость: увидеть на трассе гаишника с радаром — большая редкость. Таким образом, вероятность, что водителю начислят «балл» за скорость в новой накопительной системе, довольно низка, особенно в Москве.
Как пояснил “Ъ” президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин, чаще всего инспекторы вручную следят за перекрестками, железнодорожными переездами и пешеходными переходами. УГИБДД Москвы, к примеру, регулярно проводит тематические рейды, штрафуя водителей, которые не уступают дорогу пешеходам. Таким образом, наибольшему риску при введении новой системы учета нарушений подвержены жители крупных городов. Еще один важный момент заключается в том, что в случае, когда водитель был лишен прав на выезд на встречную полосу (или по другой «лишенческой» статье), то в течение года после возврата прав он все еще считается подвергнутым наказанию. Это значит, что ему достаточно будет совершить еще три других нарушения из списка ГИБДД, даже небольших, и его снова лишат прав.
Адвокат, вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский напомнил, что накопительная система учета нарушений ПДД существовала в СССР и была отменена в 1989 году, причем это решение поддержал лично генсек Михаил Горбачев. Инспекторы ГАИ тогда делали просечки в правах. В 1992 году система снова была возвращена уже в виде балльной системы, но в 1997 году снова отменена. «Тогда депутаты и эксперты пришли к выводу, что такая система нарушает важнейший принцип Конституции — за одно и то же деяние дважды не наказывают,— говорит господин Ольшанский.— Кроме того, водителей почему-то наказывают более жестко, чем остальных граждан. Это тоже незаконно, все перед законом равны». Он назвал «недальновидным решением» принимать такой закон накануне выборов в Госдуму. «В крупных городах у каждой семьи есть машина, 100 млн человек сразу проголосуют против правящей партии в случае, если такие поправки будут приняты»,— говорит господин Ольшанский.
Первый зампред комитета по госстроительству Госдумы Вячеслав Лысаков заявил, что поправки к КоАП, предложенные правительством, будут рассмотрены осенью 2016 года. «Дума этого созыва уже не успеет принять никаких поправок, поскольку 25 июня мы заканчиваем свою работу, а этот законопроект совместного ведения, и мы обязаны сделать рассылку по субъектам, а она занимает месяц,— пояснил он.— То есть по регламенту мы не успеваем провести даже первое чтение».