Чемпионат Европы по футболу готовят к срыву
Французские профсоюзы готовы пойти на все ради защиты своих интересов
Проведение чемпионата Европы по футболу, который стартует во Франции уже 10 июня, может быть серьезно осложнено из-за идущих в стране забастовок, в частности работников нефтеперерабатывающих заводов, а также намерения профсоюзов вовлечь в акции протеста работников компаний, задействованных в грузовых и пассажирских перевозках. В частности, профсоюз пилотов Air France уже согласовал проведение в июне акций протеста, которые растянутся не менее чем на шесть дней.
Различного рода протесты в преддверии крупных международных спортивных соревнований, когда власти той или иной страны находятся под пристальным вниманием мировых СМИ и как следствие более уязвимы, чем обычно, уже довольно давно стали привычным явлением. Наиболее ярко такого рода протесты прошли в Бразилии в 2014 году незадолго до чемпионата мира по футболу. Тогда по стране прокатилась волна выступлений граждан, не довольных тем, что власти направили значительные средства на строительство новых стадионов, вместо того чтобы вложить их в развитие социальной инфраструктуры и пустить на борьбу с бедностью. Но, как правило, протесты удается купировать, что произошло и в случае с Бразилией.
Во Франции, однако, ситуация несколько сложнее. Дело в том, что чемпионат Европы по футболу, который стартует уже 10 июня, первоначально не являлся целью протестующих. Акции неповиновения проходят во французских городах уже два месяца и связаны с планами правительства пересмотреть трудовое законодательство, регулирующее трудовые отношения, чтобы упростить условия увольнения наемных сотрудников, дать работодателям больше прав при увольнении работников, позволить им устанавливать более длительную рабочую неделю. То есть спор между властями и профсоюзами носит куда более принципиальный характер, чем просто разногласия по поводу того, нужен Франции чемпионат или нет. Добавим, что по весьма неудачному совпадению именно в июне французский парламент приступит к рассмотрению правительственного законопроекта.
Все это только подталкивает профсоюзы к попыткам разыграть футбольную карту. И неудивительно, что к уже идущим забастовкам работников нефтеперерабатывающих заводов, из-за которых до 40% французских АЗС испытывали сложности с получением топлива (для смягчения последствий топливного голода правительству пришлось распечатать резервы ГСМ), намерены присоединиться представители других отраслей. Причем тех, что можно отнести к ключевым на время Евро-2016. В частности профсоюз Force Ouvriere прямо заявил, что постарается сорвать чемпионат Европы. В заявлении профсоюза говорится, что забастовки будут организовываться во всех городах, принимающих матчи чемпионата Европы. Затрагивать они будут грузоперевозки, общественный транспорт, машины скорой помощи и мусоровозы. Налицо попытка вызвать транспортный коллапс в местах проведения чемпионата. Учитывая, что французские власти ждут что на Евро-2016 приедут не менее 2 млн иностранных туристов, его последствия трудно переоценить.
Впрочем, нельзя исключать, что многим из болельщиков, планирующим попасть во Францию во время чемпионата Европы, придется отказаться от своих планов. Дело в том, что профсоюз пилотов крупнейшей французской авиакомпании Air France также намерен присоединиться к протестам. Пусть по своим соображениям — пилоты выступают против намерения властей урезать им зарплаты, что, по мнению руководства компании, необходимо для сохранения конкурентоспособности авиаперевозчика. Как заявили в профсоюзе пилотов, решение о забастовке поддержали 68% участников организации. Они согласились с тем, что забастовка состоится в июне и продлится в общей сложности не менее шести дней. Точные даты в профсоюзе назвать отказались.
К возможным проблемам с транспортом добавляются и сложности, вызванные обеспечением безопасности во время чемпионата. Франция, напомним, столкнулась в конце прошлого года с серией террористических атак. Как утверждают британские СМИ, организатор атаки Салах Абдеслам планировал также устроить теракты во время матча сборных Англии и России 11 июня в Марселе. В Союзе европейских футбольных ассоциаций (UEFA), правда, уверяют, что такого рода заявления не имеют под собой достаточных оснований. Однако ранее в UEFA отмечали, что рассматривают любые варианты обеспечения безопасности матчей. По неофициальной информации, вплоть до проведения их без зрителей.
Что пишет французская пресса
Le Figaro: Пилоты Air France выступили за бессрочную забастовку без указания точного периода ее проведения, требуя повышения заработной платы. Эта ситуация сильно осложнит задачу организаторов Евро-2016, особенно партнеров и сторонников. Уже столкнувшись с забастовками SNCF, RATP и Генерального управления гражданской авиации, в начале июня потребуется уделить особое внимание передвижениям в период проведения Евро-2016. В 1998 году забастовка пилотов Air France незадолго до начала чемпионата мира по футболу привела к отмене 75% рейсов, запланированных на тот период.
FranceSoir: «Забастовок поездов и метро на период проведения Евро-2016 не будет», заверил Жан Кристоф Камбаделис, генеральный секретарь Социалистической партии. Он также отметил, что никогда не слышал, чтобы Филипп Мартинес, генеральный секретарь Всеобщей конфедерации труда (один из ведущих профсоюзов Франции.— “Ъ”) или сам профсоюз заявлял о своем намерении блокировать Францию.
France Info: Могут ли массовые забастовки профсоюзов против закона о труде помешать проведению Евро-2016? Согласно опросу, организованному для France Info и Le Parisien 56% французов верят в это. Среди них 71% думает, что демонстрации серьезно скажутся на имидже Франции и 70% на туризме. Большинство респондентов (61%) считает, что в первую очередь за нарушения отвечает правительство из-за его категоричной позиции.