"Довольно увлекательно начинать с чистого листа"

Илья Лагутенко о фильме "SOS Матросу!" и будущих концертах

Премьера музыка

Фото: Сергей Бобылев, Коммерсантъ

На этой неделе группа "Мумий Тролль" станет хедлайнером сразу двух значительных событий. 4 июня коллектив выступит на ВДНХ на Bosco Fresh Fest, а 5 июня премьерой фильма "SOS Матросу!", съемки которого группа начала еще в 2012 году на борту барка "Седов", завершится кинофестиваль Beat Film Festival. Лидер группы "Мумий Тролль" ИЛЬЯ ЛАГУТЕНКО рассказал БОРИСУ БАРАБАНОВУ о том, как детские мечты вступают в противоречие с превратностями киноиндустрии.

— Фильм "SOS Матросу!" делался очень долго. Скажи, на протяжении этих лет были ли моменты, когда ты хотел бросить все и поставить крест на проекте?

— Процесс кинопроизводства для меня вечная загадка, искушение и задача. Я понимаю, что я человек чересчур увлекающийся, но при этом запаса прочности и терпения у меня всегда недостаточно, чтобы быть готовым к долгим проектам. А кино... кино быстро не бывает. Организовать поход на паруснике, придумывать, снимать — все оказалось намного проще невероятно трудоемкого процесса монтажа. Мне уже казалось, что это никогда не закончится, наступает момент, когда ты думаешь, что ты в полном штиле идей и решений... Но, как и в море, вдруг подул свежий ветер, свежая мысль, идея, и все начинает находить себе порядок.

— Мне кажется, что в нынешнем виде фильм очень сильно выигрывает от использования анимации. Она буквально стала спасательным кругом.

— Это меня Тимур Бекмамбетов надоумил использовать больше наших анимационных видеоклипов в этом фильме, он сказал, что в таком виде это может выглядеть как современный мюзикл. Когда режиссер фильма Денни Драйсдейл увидел нашу аниме-трилогию, сделанную Андреем Касаем для альбома "Пиратские копии", возникла идея использовать некоторых героев клипов по отдельности и для фильма. Ну а дальше увлекся и Андрей, он разработал сюжеты, о которых мы и не думали изначально. Как это бывает с кино, многие фрагменты не попали в финальную версию. Может, на вторую серию останется?

— Тебе не кажется, что в сегодняшнем мире, когда мы можем в общем-то поехать когда угодно и куда угодно, ваше приключение на паруснике выглядит несколько старомодно? Стояла ли задача адаптировать эту историю для зарубежного зрителя? Мне показалось, что в фильме сейчас довольно много разъяснений относительно того, что вообще собой представляет Россия и Владивосток, как здесь живут люди, что здесь не ходят медведи по улицам, если не буквально, то по духу...

— Ну, во-первых, лично для меня это была давняя детская мечта — пройти под парусами. Во-вторых, мне хотелось запечатлеть моменты экзотических гастролей группы "Мумий Тролль". Ведь многие из них далеки от какого-либо логического объяснения. Зов сердца тут превалирует над разумом. Я понимал, что не задокументировать подобное путешествие — грех. Хотя бы для самих себя. Но задачей-максимум было действительно сделать предельно правдивый фильм, в идеале понятный глобальной аудитории, который при этом был бы наполнен и заметной художественной составляющей, но при отсутствии какого-либо участия настоящих актеров и профессиональной съемочной группы.

— За то время, пока фильм готовился к выходу, много чего произошло. Ушел гитарист Юрий Цалер, встал на ноги твой владивостокский фестиваль V-Rox, группа заявляла о прекращении деятельности и снова возвращалась, вышел еще один альбом. Когда ты смотришь фильм сегодня, ты чувствуешь, что эта история осталась в прошлом? Или что-то в ней по-прежнему актуально для тебя?

— По-моему, все, перечисленное тобой, ничто по сравнению с теми событиями, которые произошли в стране и мире за эти три года. И безусловно, все это повлияет и уже повлияло на прокатную судьбу фильма. Но вот что интересно: работа над фильмом помогла очень многие вещи расставить по местам. Это касается и группы "Мумий Тролль", и нашего окружения, и наших слушателей. Весь процесс стал одной хорошей лакмусовой бумажкой для понимания, кто, кому и зачем... И для меня это, наверное, самое важное — суметь объяснить определенные вещи при помощи художественного высказывания, а не пустыми словами.

— Пятый главный герой фильма — Юрий Иванович Ложечник, директор группы. Это вышло случайно или вы обнаружили в нем какие-то скрытые актерские таланты, которые захотели использовать?

— Юрий всегда предельно открытый и прямой. За словом в карман не лезет, что для незнакомых людей иногда может быть, мягко говоря, некомфортно. При этом мы действительно знакомы с детства. Прошли, как говорится, медные трубы и все такое. У него есть редкий дар ради общего дела мобилизоваться даже в незнакомой ситуации и довести дело до конца, чего не скажешь о многих моих коллегах по творчеству.

— Фильм вроде бы планировалось показать в Канне? Что в итоге там происходило?

— Фильм был представлен компанией "Роскино" в рамках презентации "Фокус на Россию". С проектом ознакомились представители ведущих мировых бродкастеров и дистрибуторов. Продвижение фильма — это совсем новое для меня дело. Изначально я не видел его судьбы далее фестивалей, ориентированных на "околомузыкальные" вкусы. Но, похоже, благодаря кардинальным изменениям, которые происходят в мире цифрового вещания и т. п., судьба фильма может сложиться, вопреки нашим скромным прогнозам, гораздо интереснее, чем я представлял. Последние две недели я каждый день разгребаю предложения, поражающие своей географией, от Австралии до ЮАР.

— Правильно ли я понимаю, что в этом году вы играете на концертах материал альбома "Морская", которому исполнилось 20 лет? Это касается только Bosco Fresh Fest или в принципе всех концертов? Стремитесь ли вы воспроизводить то звучание или песни аранжированы по-новому?

— Изменения, произошедшие в составе группы, подвигли меня еще раз пересмотреть собственную дискографию. Многие произведения нам приходилось игнорировать очень долго, потому что музыканты не могли прийти к пониманию, как их играть на концертах. Ведь большинство написанных мною песен сначала были проработаны в студии и лишь потом включались в живые выступления. Оказалось, довольно увлекательно начинать с чистого листа. Более того, я смирился с любовью публики к юбилейным датам. 20 лет спустя приходится признать, что "Морская" действительно стала уникальным событием в истории. Я и сам этого не предполагал.

— Как сейчас выглядит американское направление деятельности "Мумий Тролля", которое несколько лет назад прорабатывалось очень активно? Вы поставили крест на своей карьере в США или все же есть надежда на то, чтобы стать полноценным американским коллективом?

— У меня есть глобальное видение места "Мумий Тролля" в музыкальном мире. Оно гораздо шире, чем попытки закрепиться на том или ином рынке. Меня всегда интересовали разносторонние процессы формирования культурной среды, где, например, концертные выступления — один из инструментов большого оркестра. Пример такой среды — перформанс для новой благотворительной киностудии Джеймса Франко Elysium Bandini, который нам удалось представить в Канне вместе с хореографом Райаном Хеффингтоном и модельером Аленой Кононовой. Здесь сошлись музыка, современный балет, киноиндустрия, высокая мода. Прибавьте сюда географию участников — Россия, США, Франция, Италия... даже Приднестровье. Это и есть мое видение будущего и надежда на дальнейшее развитие. Да и название выбрано было показательное: "Пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что". Похоже на осознанный выбор на следующие 20 лет.

Вся лента