Слон в карточном домике
Татьяна Алешичева о сериале «Марсель»
Американская компания Netflix представила свою первую французскую премьеру — сериал «Марсель» с Жераром Депардье в главной роли
Мэр Робер Таро (Депардье) правит Марселем уже двадцать лет, опираясь на своего ставленника и помощника Люку Барреза (Бенуа Мажимель). Заматеревший в своей привычке к власти грузный и неповоротливый Таро похож на слона, с годами научившегося ловко маневрировать в посудной лавке региональной политики. Его авторитет незыблем, репутация безупречна, а что до мелких грешков вроде пристрастия к кокаину, который поставляет ему преданный шофер,— даже тут нет никакой особенной интриги: к бодрящему порошку мэр пристрастился после тяжелой автомобильной аварии. К своему протеже Баррезу он испытывает отцовские чувства и числит его своим преемником. Но на пороге очередных выборов Баррез внезапно голосует против проекта реконструкции порта, любимого детища мэра, которым тот хочет напоследок облагодетельствовать Марсель.
Великий лицедей Депардье, и сам давно заматеревший в своей привычке к величию, в последние годы, казалось, не слишком заботился о пополнении своего фильмографии интересными проектами, вместо этого превратившись в курьезного персонажа желтой прессы. Тем более необычно наблюдать его в многосерийной постановке, требующей серьезной отдачи. При этом с ролью регионального политического кита он справляется без усилий, просто заполняя собой кадр и играя одними бровями, а время от времени и своим выдающимся носом, когда занюхивает на бис очередную кокаиновую дорожку. Но и изрядно раздобревший со времен "Пианистки" Мажимель в роли слегка потрепанной, но все еще дерзкой белокурой бестии не только не теряется на фоне патриарха Депардье — химия в кадре возникает исключительно между этими двумя, оттесняя на обочину окружающих их женских персонажей.
Сценаристы очень стараются обеспечить своих героев добротной драматургией и выдают на-гора криминальный сюжет в духе незабвенного сериала "Спрут" (а вовсе не "Карточного домика", как ожидалось). Рационально мыслящий мэр Таро хочет протащить через городской совет проект постройки казино в порту: реконструкция порта привлечет в город миллион туристов и в то же время подрубит на корню подпольный игорный бизнес. В ответ местная игорная мафия с помощью Барреза и при поддержке бандитской гопоты пытается свалить мэра с его вредным прожектерством. Но едва успевший оправиться от предательства Люки и загнанный в угол Таро всякий раз ускользает от удара. А сериал, немного попритворявшись жестокой криминальной драмой, а потом политическим шоу про грязь выборных технологий, победно выруливает к золотому стандарту мыльной оперы. Многообещающие ответвления сюжета раз от раза спускаются на тормозах в пользу семейной драмы. Дочь мэра, журналистка (Стефаны Кайлар), того и гляди превратится в безжалостную акулу пера и начнет косить истеблишмент скандальными разоблачительными заметками — но не тут-то было. Ее бывший и нынешний любовники — парни из гетто с криминальным запалом, настроенные перегрызть друг другу горло, обещают какой-то яростный замес, который снова захлебывается в робости сценаристов. Жена мэра, виолончелистка с прогрессирующим параличом, которая вот-вот то ли упадет в объятия другого, то ли сиганет с крыши, только оттеняет своей истерикой типичный мыльный сюжет. Мажимель на автомате отыгрывает привычное амплуа героя-любовника, стараясь не скатиться в анекдот, что дается ему поистине героическими усилиями. Современная высокотехнологичная мыльная опера научилась вбирать в себя любые сюжеты и целые жанры, и нет ничего зазорного в ее честном стремлении нас развлечь. Только на фоне всех этих завихрений усталой глыбой громоздится Депардье, едва ли повинный в том, что нынешнее кино, а теперь и телевидение, не дают ему материала по плечу.
Marseille, Netflix (2016-)