«Ненужных страховых полисов не бывает»
От навязанной страховки можно будет отказаться
Россияне смогут вернуть деньги за навязанную страховку. Такое решение Центробанка вступило в силу с 1 июня. Клиент сможет расторгнуть договор в течение пяти рабочих дней с момента его заключения. Мера распространяется на страхование жизни, страхование от несчастных случаев и болезней, автоКАСКО и некоторые другие популярные виды добровольной страховки. Клиент может рассчитывать на возвращение денег в полном объеме за исключением тех ситуаций, когда страховой случай произошел до момента расторжения договора. Чаще всего гражданам навязывают дополнительные услуги при оформлении потребкредитов, пояснил гендиректор компании «Кредитный и страховой брокер "Класс!"» Алексей Казарин.
«Минусы этих страховок заключаются в том, что, во-первых, банки, дают в рекламе информацию о том, что у них якобы низкие ставки, начиная от 17% и так далее. Помимо этого, клиенты берут страховку, при пересчете расходной части получается, что реальная эффективная ставка выходит уже не 17%, а порядка 24-25% годовых. Во-вторых, в большинстве случаев эта страховка снимается сразу с выдаваемой суммы за весь срок кредита. Это означает, что если человек погасит свой кредит досрочно, получается, что он фактически заплатил страховку за тот период, за который он не пользуется кредитом», — рассказал «Коммерсантъ FM» Казарин.
Закон и раньше запрещал финансовым организациям заставлять клиентов оформлять добровольную страховку для оказания какой-либо услуги. Но доказать факт навязывания было сложно. Новая мера позволит защитить клиентов, считает исполнительный директор компании Heads Consulting Никита Куликов.
«Клиент всегда прав в данном случае. И если он говорит: «я не знал» или «я не понял, что вы мне предлагали, и я от страховки отказываюсь», значит, он прав. Вполне возможно, учитывая, что это никаких штрафов для страховой компании не влечет, а только обязывает их возвратить неиспользованные деньги, которые еще не были потрачены на какие-то случаи, они могут придумать другие предлоги, чтобы заключить страхование. Но это все-таки лучше, чем ничего. И сейчас хотя бы заемщики не остаются один на один со страхователем», — полагает Куликов.
По данным Центробанка, в третьем квартале прошлого года число жалоб на навязывание страховок при продаже полисов ОСАГО снизилось почти на 70% по сравнению со вторым кварталом. Это стало результатом того, что регулятор усилил контроль в этой сфере. Сейчас проблема навязывания страховок слишком раздута, считает заместитель гендиректора компании «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов.
«Действительно, в некоторых регионах страховые компании активно предлагали своим клиентам, которые приобретали полис ОСАГО, покупать еще и дополнительные добровольные полисы на очень небольшие суммы — от 500 до 2 тыс. руб. Это, как мне кажется, не может представлять из себя масштабной проблемы для граждан, которые покупают не что-то бросовое, а реальную страховую защиту. Обидно, что на фоне этой кампании часто говорили безосновательно о том, что страховые полисы людям не нужны. Я абсолютно убежден, что в нашей стране люди плохо защищены. Страховых полисов ненужных не бывает», — заявил Иванов.
Согласно указанию ЦБ, отказаться можно будет не только от страховок, которые были заключены после 1 июня, но и от тех, что уже действуют. Однако в таком случае страховая компания имеет право удержать часть средств.