От Рустама Тарико утекает спиртное
Часть импортных брендов уходит к другим дистрибуторам
Как стало известно "Ъ", владельцы виски Bushmills и White & Mackay, а также крупнейшего в мире бренда текилы Jose Cuervo отказались от услуг холдинга Roust Рустама Тарико по продаже своей продукции. Летом у Roust также истекает контракт с его десятилетним партнером Remy Cointreau, и стороны пока не договорились о его продлении. Искать других дистрибуторов в России иностранных производителей могли заставить финансовые сложности российской компании.
О том, что Jose Cuervo International (JCI), владелец текилы Jose Cuervo и виски Bushmills, меняет дистрибутора свой продукции в России, "Ъ" рассказали менеджеры двух крупных алкогольных компаний. По их информации, вместо холдинга Roust (продает Jose Cuervo с декабря 2013 года, Bushmills — с мая 2015 года) им в ближайшее время станет Gruppo Campari, у которой с 2011 года есть здесь собственная дистрибуция. Представитель Campari Rus сказал, что в настоящий момент компания не готова комментировать эту информацию.
Кроме JCI контракт с Roust, действующий с 2011 года, не продлила также шотландская White & Mackay. Теперь продажей части ее брендов — Dalmore и Jura — в России займется виноторговая компания Simple, сообщил "Ъ" ее президент Максим Каширин. По его словам, еще в конце прошлого года шотландцы начали искать нового партнера в России: "Они сами к нам пришли и сказали, что уходят от Roust. А в апреле мы узнали, что выиграли тендер на продажу их продукции".
В пресс-службе Roust сказали, что контракт с White & Mackay у них действовал до 2016 года, с JCI он истекает 1 июля. Сотрудничество с этими компаниями, говорят в Roust, завершилось по результатам обсуждений новых контрактных условий. "Их бренды не являлись для нас стратегическими",— заявили в компании, добавив, что суммарно они занимали менее 1% от общего объема продаж Roust в России.
Из имеющихся у "Ъ" данных российской таможенной статистики следует, что в 2015 году импорт марки Bushmills и продукции White & Mackay упал почти в два раза — до 312,1 тыс. и 30,1 тыс. литров соответственно. При этом общий объем поставок виски в этот период сократился на 22,3%, до 33,59 млн литров. Jose Cuervo — крупнейший бренд текилы в мире: по данным Impact, в 2015 году его продажи составили 60,3 млн литров. Импорт марки в Россию в 2015 году вырос в шесть раз, до 113,9 тыс. литров, а ее доля рынка, по данным Roust, увеличилась на 3 процентных пункта, до 4,1%, при общем снижении продаж текилы в России на 21% в натуральном и на 10% в стоимостном выражении.
По данным источников "Ъ", замену Roust в России также ищет французская Remy Cointreau (коньяки Remy Martin и Metaxa, ликер Cointreau, виски Bruichladdich), доля продукции которой существенна в импортном портфеле компании. Гендиректор Remy Cointreau по странам СНГ и Балтии Лешек Карпович сказал, что контракт с Roust истекает в конце июня, и не исключил, что компания может поменять партнера. "В настоящее время мы анализируем ситуацию и рынок",— говорит он. В то же время господин Карпович подчеркнул, что приоритет в переговорах будет отдаваться Roust как многолетнему партнеру (компании сотрудничают с 2006 года.— "Ъ"), который внес большой вклад в развитие продаж Remy Cointreau в России. В Roust нынешние переговоры называют продуктивными. "Учитывая динамику роста брендов Remy Cointreau в России в последние годы и наше стратегическое партнерство на других рынках, мы высоко оцениваем наши шансы на продление контракта",— сказали там.
Еще в прошлом году несколько собеседников "Ъ" рассказывали, что Roust с перебоями платил по контрактам своим иностранным поставщикам. Это, по их мнению, и могло привести к тому, что компания не продлила часть контрактов. Лешек Карпович признает, что в прошлом году Roust действительно задерживала платежи, но утверждает, что в настоящее время ситуация выправляется. "Мы понимаем, что компания оказалась в непростом положении, так как, потратив много сил на приобретения, была вынуждена проводить реструктуризацию бизнеса в период экономического кризиса",— сказал топ-менеджер.
На 31 марта общий долг Roust составлял $975,6 млн, из них $753,2 млн — обязательства по кредитным нотам, большую часть которых требуется погасить в 2018 году. Из отчетности компании следует, что сделать это без реструктуризации задолженности будет трудно. В случае если Roust будет не в состоянии обслуживать долг или значительно снизит ликвидность, компания будет вынуждена в том числе сокращать расходы и продать активы, сообщается в ее отчетности. В 2015 году выручка Roust снизилась на 30,8%, до $584,2 млн, валовая прибыль — на 35,6%, до $208,3 млн, базовая EBITDA — на 17,1%, до $89,1 млн.