Ампула роста
Schott увеличит производство фармупаковки в Заволжье
Германский концерн Schott AG заявил о готовности инвестировать до 2 млн евро в увеличение объемов производства фармацевтической упаковки в Заволжье Нижегородской области. До 2018 года компания планирует увеличить выпуск ампул и флаконов на 20%, до 600 млн единиц, но это ниже ранее заявленных темпов роста, и инвестор пока не готов локализовать в России производство стекла. Эксперты полагают, что концерн скорректировал планы из-за проседания объемов российского фармрынка, а локализовать производство при существующих объемах невыгодно.
О том, что Schott AG до 2018 года готовится вложить до 2 млн евро в расширение производства на своем заводе по производству фармацевтической упаковки в Заволжье, вчера рассказал исполнительный вице-президент бизнес-направления «Фармацевтические системы» компании Андреас Райссе. Schott планирует увеличить на 20% объем выпуска продукции за счет размещения на действующей промплощадке дополнительного оборудования. Сейчас завод в Заволжье производит около 500 млн флаконов и ампул в год. «Мы думаем, что фармацевтический рынок будет расти, и это добавляет нам уверенности в тех инвестициях, которые мы планируем», — цитирует Андреаса Райссе «Интерфакс». Предполагается, что дополнительные объемы продукции будут поставляться в Россию, страны СНГ и Турцию. Сейчас около 15% продукции нижегородская площадка Schott экспортирует в Белоруссию, Казахстан, Турцию, Грецию, Сербию, Египет, Тайвань и Мексику: «Schott не испытывает трудностей с развитием экспорта». Кроме того, компания не исключает дальнейшего расширения нижегородского предприятия: в 2018 году руководство Schott будет рассматривать вопрос о дальнейших инвестициях в проект. Сейчас производство расположено на 5 тыс. кв. м площадей, арендованных у ООО «Фройденберг Политекс», возможности для расширения цехов ограничены. Конкретизировать планы Schott обещает ближе к концу срока аренды площадки.
Напомним, германская группа Schott запустила в Нижегородской области производство фармацевтической упаковки в 2011 году. Инвестор вложил в проект около 600 млн руб. и уже в 2014 году рассчитывал выйти на проектную мощность в 590 млн флаконов и ампул в год, а в дальнейшем наращивать объемы на 20–30% ежегодно. После выхода площадки на полную мощность концерн планировал организовать в регионе производство собственного сырья. Однако, по словам Андреаса Райссе, в данный момент стекло для производства фармупаковки по-прежнему поставляется в Россию из Германии. Топ-менеджер пояснил, что организация собственного производства стекла в России возможна лишь при десятикратном росте объемов выпуска продукции.
Эксперты полагают, что на корректировку планов концерна повлияла стагнация российского фармацевтического рынка из-за снижения спроса на фоне кризиса. «Рынок фармацевтической упаковки определяется рынком лекарственных препаратов. В 2015 году российский фармрынок продемонстрировал спад на 7% к уровню предыдущего года и составил около 5 млрд упаковок, а в денежном выражении с учетом ослабления рубля сократился с $30 млрд до $20 млрд. Причем 46% российского рынка по количеству упаковок составили лекарства низкого ценового сегмента стоимостью до 50 руб., а Schott производит качественную дорогую упаковку для лекарств высокого и среднего ценового сегмента», — отмечает генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк. Кроме того, лекарства в ампулах и флаконах закупаются прежде всего для госпитального сегмента, так как розничный сегмент в основном переходит на пластиковую упаковку, а государственные расходы не лекарственные препараты для больниц ограничены: в 2015 году госпитальный сегмент составил 9,8% рынка в рублях и увеличился всего на 4%. «Это не такие темпы роста, которые позволяют активно инвестировать и открывать новые производства», — считает эксперт.
Что касается перспектив компании по дальнейшему расширению производства, то инвестор ждет 2018 года, так как рассчитывает на стабилизацию российской экономики и восстановление спроса. «Кроме того, сейчас в России реализуется программа развития фармацевтического рынка до 2020 года, в рамках которой до 2018 года планируется ввести в эксплуатацию несколько крупных предприятий по производству лекарств. Соответственно, производитель упаковки ждет, пока запустятся новые заводы, которые станут потребителем его продукции. Например, уже сейчас в разной стадии реализации находятся проекты компаний Takeda Pharmaceutical Company, Novartis, Berlin-Chemie/Menarini», — отмечает директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов. В целом перспективы завода аналитик оценивает как стабильные, так как прогнозируют восстановления спроса и рынка на горизонте двух-трех лет.
Локализовать производство стекла и стеклянных трубок в России сейчас Schott действительно невыгодно даже на фоне высокого курса основных валют, отмечает Сергей Шуляк: чтобы собственное производство фармацевтического стекла было выгодным, необходима непрерывная работа плавильных печей и большие объемы выпуска. Кроме того, дополнительные риски несет конкуренция со стороны инновационной пластиковой упаковки, добавляет аналитик: «Технология по производству пластиковых ампул набирает обороты, и впоследствии пластиковые ампулы могут вытеснить стеклянную фармацевтическую тару, это повлечет за собой снижение потребления фармацевтического стекла». С другой стороны, избыточные объемы производства стекломассы в случае локализации могли бы быть использованы в производстве лабораторной посуды, полагает господин Беспалов.