Итальянцы в России
Татьяна Едовина об активном сотрудничестве и взаимных инвестициях Италии и России
В нынешнем году в качестве почетного гостя Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) посетит председатель совета министров Италии Маттео Ренци, а итальянские компании, работающие в России, будут представлены в отдельном павильоне. Бизнесмены отмечают сложности, связанные с девальвацией рубля и рецессией в российской экономике, однако надеются нарастить объем производства, в том числе для экспорта в другие страны.
Впервые Маттео Ренци посетил Россию в марте 2015 года: по меркам государственных визитов такого уровня — относительно недавно. Тогда на встрече с президентом России Владимиром Путиным обсуждались вопросы международной повестки, перспективы наращивания двустороннего сотрудничества в торгово-экономической сфере, а также в области взаимных инвестиций. "Италия — один из важнейших партнеров России в европейских делах и при решении актуальных международных вопросов",— заявил тогда российский президент. Господин Ренци, в свою очередь, отметил, что сотрудничество развивается активно, несмотря на сложный международный контекст — экономические санкции и российские контрсанкции, которые создают обеим сторонам "существенные проблемы".
Действительно, взаимная торговля сейчас переживает не лучший период: падение цен на энергоресурсы, ослабление рубля и сокращение внутреннего спроса вкупе с продовольственным эмбарго привели к тому, что экспорт за год снизился на 37,6% (до $22,3 млрд), импорт — на 34,6% (до $8,3 млрд). Тем не менее с учетом того, что падение оборота произошло практически со всеми странами, на Италию по-прежнему приходится почти 6% российской торговли (больше только с Китаем, Нидерландами и Германией). Италия — один из крупнейших потребителей российского природного газа, экспортируются в страну также нефть, цветные металлы, продукция химической промышленности. Основные же статьи импорта — оборудование, транспортные средства, электроника, потребительские товары. А если говорить о сфере услуг, то Италия является одним из основных направлений российского туризма: в прошлом году страну посетило около 900 тыс. российских граждан, потратив в поездках около $1 млрд.
В области инвестиций показатели довольно скромные: суммарные итальянские капиталовложения в России составляют свыше $1,1 млрд, российские в Италии — более $2,3 млрд, однако в прошлом году объем прямых вложений составил всего $73 млн (в 2014-м — $158 млн), исходящие инвестиции из России в Италию — и вовсе $5 млн (годом ранее — $39 млн). Однако подобная статистика не всегда отражает все сделки: часть из них проводится не напрямую, поэтому не включается в данные российского ЦБ по Италии.
Основным итогом участия в форуме будут новые контакты и заключенные впоследствии контракты
В целях увеличения взаимных вложений Российский фонд прямых инвестиций совместно с Fondo Strategico Italiano еще в 2013 году объявили о создании совместной инвестиционной платформы, ориентированной на проекты в России и Италии. Планируемый объем средств под управлением партнеров — €1 млрд. Крупные инвестиции в энергетике уже осуществила компания Enel, выкупившая 56% акций в "Энел Россия" (бывшая ОГК-5), владеющей четырьмя электростанциями. В свою очередь, компании "Роснефть" и ЛУКОЙЛ владеют активами в нефтеперерабатывающих предприятиях Италии. Есть контакты и в области авиастроения: Объединенная авиастроительная корпорация совместно с итальянской Finmeccanica Alenia занимаются производством и продвижением на зарубежных рынках самолета Sukhoi Superjet 100.
Крупные итальянские компании, проявляющие интерес к России, также будут представлены на форуме: для этого создан отдельный павильон Италии. Как сообщили в посольстве Италии в России, на площадке можно будет увидеть итальянские технологии и ноу-хау, применимые для диверсификации российской экономики, относящиеся к пяти группам: механика и высокие технологии, энергетика, агропром, инфраструктура и финансы. Высокий уровень участников будет способствовать установлению новых контактов и заключению договоров в ходе ПМЭФа, надеются в посольстве.
Свои услуги на площадке форума представит банк Intesa Sanpaolo — один из крупнейших в Италии и четвертый по величине в зоне евро (объем активов — €700,2 млрд). В банке отмечают, что его деятельность в России значительно шире, чем непосредственно у дочерней кредитной организации. "Прямые инвестиции в российский банковский сектор составляют примерно одну пятую часть от объема кредитных ресурсов, которые Intesa Sanpaolo задействует для российских проектов, банк обслуживает более половины внешнеторговых сделок между Россией и Италией, осуществляет подавляющую часть операций, связанных с итальянскими инвестициями в России и российскими инвестициями в Италии, выступает крупным инвестором и партнером многих национальных и международных российских проектов",— поясняют в банке.
В павильоне будут представлены и производители оборудования компании Danieli и Termomeccanica. Danieli — крупный глобальный поставщик оборудования для металлургических заводов. Для российской компании "Мера-Сталь" он осуществляет строительство сталеплавильного завода по производству строительной арматуры и профилей в промышленном районе Колпино под Санкт-Петербургом. Инвестиции оценены в €150 млн и были признаны стратегически важными для города. У компании есть и собственное производство: уже больше двух лет работает предприятие "Даниели Волга". Инвестиции в него составили около $30 млн, работает на нем 180 человек, все сотрудники проходят обучение и стажировку на европейских производственных площадках группы для обеспечения последовательной передачи технологий. "С учетом девальвации рубля наша продукция конкурентоспособна не только на российском, но и на европейском рынке, где традиционно предъявляются высокие требования к качеству продукции, а наличие спроса позволяет и дальше инвестировать в расширение производственных мощностей",— рассказали в компании, отметив, что участие в форуме позволяет найти новые возможности для развития бизнеса.
Поставщик насосов и компрессоров компания Termomeccanica начала работать в России, точнее, в СССР, еще в 1970-х. Сейчас компания реализует ежегодно около 260 насосов, ее российская "дочка" — участник совместного производства по выпуску насосов в Челябинске. Как пояснили в компании, объем выручки от продаж в России растет, несмотря на заметное осложнение ситуации в российской экономике. "Италия и Россия дополняют друг друга в плане рынков и спроса на технологии как в краткосрочной, так и в среднесрочной перспективе, поэтому мы собираемся продолжить инвестировать в российскую экономику",— заявляют в компании.
Впрочем, оборудованием и технологиями выставка не ограничится: еще один ее участник — компания Barilla, лидер рынка пасты в мире. "Несмотря на сложные экономические условия в России, девальвацию рубля и падение внутреннего спроса, Barilla является самым быстрорастущим брендом в категории пасты в последние три года, растет спрос и на хлебобулочные изделия",— сообщили в компании. Barilla вышла на российский рынок в 2002 году, выкупив хлебобулочное подразделение Harry`s, с 2009 года начались поставки пасты, и спрос вырос в 12 раз; чтобы обеспечить растущее потребление, в компании решили инвестировать в создание новых производственных мощностей в подмосковном Солнечногорске. "Российский рынок очень важен для компании, так как он третий по потреблению пасты в мире и один из крупнейших по спросу на хлебобулочные изделия",— отмечают в Barilla. В начале 2015 года начались поставки пасты, произведенной на новых линиях, на российский рынок и в страны СНГ, в будущем в компании не исключают того, что будут экспортировать продукцию и за пределы этого региона, однако пока основная цель — удовлетворять запросы внутреннего рынка.
Безусловно, основным итогом участия в форуме будут новые контакты и заключенные впоследствии контракты, однако, как отмечают сами инвесторы, чтобы поддержать новые вложения в расширение производственных мощностей, российскому правительству необходимо предпринять дальнейшие шаги, направленные на улучшение инвестиционного климата и налогового режима для тех предприятий, которые нацелены на долгосрочное присутствие на российском рынке.