Каршеринг российской сборки
Скандал вокруг каршеринга от "Делимобиля" привел к серьезному изменению правил игры на этом рынке и одновременно — к его раскрутке.
В прошлом сентябре в Москву пришел каршеринг, который появился в швейцарском Цюрихе еще в середине прошлого века. Речь идет о поминутной (иногда почасовой) аренде автомобиля. Идею активно поддержали московские власти, поскольку по западному опыту этот сервис помогает заметно уменьшить количество личных автомобилей на дорогах города.
В Москве сейчас несколько компаний, предлагающих подобный сервис,— "Делимобиль", Anytime, YouDrive и Car5. Все они обещают клиенту беспроблемную жизнь: находишь с помощью приложения в смартфоне свободный автомобиль, садишься и едешь. Ни налогов, ни залогов — ничего лишнего не требуется, только плати. Причем стоимость ниже, чем у такси,— 7 руб. в минуту против 10-15 руб., и не надо платить за подачу машины.
Все это прекрасно работает до тех пор, пока арендатор машины не становится виновником ДТП. В этом на своем опыте убедился житель Москвы Александр Семенов. После аварии компания "Делимобиль" выставила ему штраф почти в 600 тыс. руб., который должен был в полном объеме покрыть затраты на ремонт разбитого Hyundai Solaris.
Оказалось, что машина не была застрахована по каско. Александр поднял по этому поводу бучу в интернете, а в результате об истории со штрафом от "Делимобиля" в последнее время говорят из каждого утюга. Когда она приобрела столь широкую огласку, представители компании заявляли, что в договоре все прописано, что Александр был обо всем уведомлен, что у "Делимобиля" на него есть компромат.
А завершилось все тем, что штраф Александру простили. Более того, задним числом изменили условия аренды. "Мы приняли решение, что по всем тем случаям ДТП, которые были ранее при тарифе 7 руб. за минуту, мы ограничиваем сумму ответственности 150 тыс. руб. Все, что выше 150 тыс. руб., пользователи платить не будут. Это будет отнесено к рискам компании",— цитирует Autonews.ru генерального директора компании Станислава Грошова. Более того, был введен новый тариф — 10 руб. в минуту (что уже сопоставимо с такси), по которому ответственность водителя ограничивается 10 тыс. руб.
В результате остается непонятным только один вопрос: громкая история стала победой одинокого клиента над системой, победой, кардинально изменившей правила игры на рынке новой пока для России услуги — каршеринга? Или ловкой пиар-кампанией "Делимобиля"? Или тем и другим в неких пропорциях?