Авиакомпании хотят большей доли в доходах отрасли
Перевозчики в 2015 году не смогли выйти из убытков
Несмотря на кризис, российские авиакомпании снизили операционные убытки в 2015 году — до 8,5 млрд руб. Перевозчикам помог рост тарифов на международных линиях и снижение НДС на внутренних. Но Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта недовольна тем, что, хотя авиатранспортная отрасль в целом прибыльна, доходы перераспределены в сторону аэропортов и сервисных компаний. Эксперты замечают, что наиболее проблемными сейчас являются региональные перевозчики и небольшие авиакомпании.
Операционные убытки российских авиакомпаний от перевозки пассажиров в 2015 году (всего посчитано 112 перевозчиков) составили 8,5 млрд руб., рассказал президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун. Как и в предыдущие годы, авиакомпании основной убыток заработали на внутренних линиях — 44,9 млрд против 35,9 млрд руб. в 2014 году (рост на 25%). В то же время операционная прибыль на международных маршрутах выросла чуть более чем втрое, до 36,4 млрд руб. (в 2014 году — 11,2 млрд руб.). Глава АЭВТ отметил, что в результатах учитывались показатели «Трансаэро» (ушла с рынка в октябре 2015 года) только за первое полугодие, при полном учете ее результатов убытки выросли бы еще на 5 млрд руб.
АЭВТ подчеркивает, что авиакомпании стали единственным сегментом всей авиационной отрасли, получившим убыток по итогам года. Общий результат всех участников отрасли, включая аэропорты, аэронавигационное, техническое, агентское обслуживание и заправку топливом, оказался положительным — 20 млрд руб., а операционная прибыль аэропортов достигла 22 млрд руб. (12 млрд руб. в 2014 году). В Шереметьево “Ъ” сообщили, что тарифы на обслуживание авиакомпаний с 2012 по 2014 год не повышались, а в 2015 году увеличились на уровень инфляции. В Домодедово не раскрывают отдельные показатели «до публикации финансовой отчетности». В «Воздушных воротах Северной столицы» (управляет аэропортом Пулково в Петербурге) “Ъ” сообщили, что, по предварительным результатам, в 2015 году консорциум увеличил выручку на 15%, а показатель EBITDA вырос более чем на 50%. Напомним, что дерегулирование части тарифов московских аэропортов этой весной вызвало протесты авиакомпаний, опасавшихся резкого роста своих расходов. В ФАС уже говорили о готовности расширить эту практику и на другие аэропорты РФ (см. “Ъ” от 21 марта и 26 мая).
Одним из факторов, «несколько улучившим деятельность авиакомпаний», по оценке АЭВТ, стала мера по снижению ставки НДС на внутренних авиалиниях с 1 июля 2015 года с 18% до 10%, что дало отрасли дополнительные 13 млрд руб. Кроме того, по данным ассоциации, в 2015 году вырос средний тариф на международных линиях — на 17%, до 8618 руб. В S7 “Ъ” сообщили, что тарифы на международные рейсы всех авиакомпаний «устанавливаются еженедельно в евро на основании резолюции Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA; речь идет о курсе валюты.— “Ъ”)». При изменении курса евро IATA стоимость авиабилетов в рублях автоматически пересчитывается, поэтому «в рублевом выражении тарифы увеличивались», говорят в компании, но S7 в 2015 году не повышала тарифы на международных направлениях. Другие опрошенные “Ъ” авиакомпании от комментариев отказались.
В АЭВТ подчеркнули, что «государство пока не готово к изменению тарифной политики в авиации, особенно на внутренних линиях, ради интересов социально незащищенных слоев населения». Так, средняя стоимость перевозки по России за 2015 год составила 6714 руб. (рост на 300 руб., или на 4,4%). В целом с 2012 года инфляция увеличилась на 33,8%, в то время как средняя стоимость перевозки — только на 1%, замечают в АЭВТ. «Оздоровление финансового положения авиакомпаний невозможно без увеличения тарифов,— считают в ассоциации,— но такой путь несет в себе риски снижения спроса на авиаперевозки».
Деятельность авиакомпаний заметно осложняет и рост расходов на лизинг воздушных судов. Хотя на фоне падения пассажиропотока авиакомпании вывели из парка около 100 самолетов, затраты на их аренду в прошлом году увеличились на 91% — с 127 млрд руб. годом ранее до 243 млрд руб. В общих расходах перевозчиков доля лизинга выросла с 15% до 25%, но при этом у авиакомпаний «нет возможности получить доступные кредитные ресурсы для пополнения оборотных средств», говорит Владимир Тасун.
Сжатие международного рынка авиаперевозок и кризисное состояние экономики России «ставят авиакомпании в тяжелое положение и повышают риск банкротства ряда перевозчиков», считают в АЭВТ. Именно поэтому господдержка отрасли в части регулирования и тщательный контроль за ростом тарифов и сборов поставщиков аэропортовых, аэронавигационных услуг, цен на топливо «критически необходимы». Кроме того, «необходимо эффективнее взаимодействовать с авиакомпаниями при определении тарифов на социально значимые авиаперевозки» в условиях, когда компании не могут противостоять росту себестоимости перевозок. В противном случае в ближайшие пару лет стоит ожидать банкротства ряда авиакомпаний.
Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев считает, что относительно неплохие финансовые показатели, полученные в основном за счет лидеров рынка, маскируют драматичное положение ряда региональных перевозчиков и компаний второго эшелона. Несмотря на улучшение результатов относительно прошлого года, риск ухода с рынка проблемных перевозчиков остается, полагает эксперт.
Елизавета Кузнецова
Почему российский авиарынок больше не растет
Российским авиакомпаниям удалось сохранить объемы перевозок на уровне 2014 года. По итогам 2015 года крупнейшие игроки рынка обслужили 93 млн человек. Но при этом рост перевозок был отмечен только на наиболее убыточных внутренних маршрутах. Впрочем, несмотря на отсутствие прибыльности в этом сегменте, Минтранс рассчитывает мотивировать компании к созданию лоукостеров. Читайте подробнее
Страна нелетного делового климата
По итогам ноября 2015 года число бизнес-перевозок из России и СНГ в Европу сократилось в среднем на 25–30%, тогда как в сентябре и летнем сезоне темпы падения слегка замедлились. Эксперты и игроки рынка отмечают, что падение рынка деловых авиаперевозок началось после введения западных санкций, сейчас спрос на них определяют цены на нефть и курсы валют. Читайте подробнее