Коммент в чужой огород
На примере брянского сайта Илья Барабанов показывает, как стало нормой бояться всего, что связано с Украиной
Утром 30 мая в Клинцы, второй по величине город Брянской области, прибыл первый эшелон с военнослужащими 28-й отдельной мотострелковой бригады, которая до этого дислоцировалась в Екатеринбурге. Встречать эшелон на вокзал приехали первые лица города, учителя, кадеты и даже духовой оркестр национальной гвардии. Переброска нескольких войсковых частей с Урала на западные границы России обсуждалась несколько месяцев. «Министерством обороны принимается ряд мер с целью противодействия наращиванию сил НАТО в непосредственной близости от российских границ. До конца года две новые дивизии будут сформированы в Западном военном округе, одна — в Южном военном округе»,— говорил, например, 4 мая министр обороны Сергей Шойгу. А еще в феврале в Клинцы приезжали представители военного ведомства договариваться об открытии в городе двух войсковых частей. По задумке городской администрации, это даст Клинцам дополнительные 2,5 тыс. рабочих мест. Пока в город прибыло лишь 214 военных, но к сентябрю по разным данным их количество может увеличиться до 7 тыс.
Репортаж о встрече эшелона на вокзале появился в тот же день на сайте местного издания «Клинцы.Инфо» и вызвал, похоже, неожиданный для редакции резонанс в украинских СМИ. После начала 2014 года любые новости о переброске российских войск ближе к границе вызывают там объяснимые опасения: от Клинцов же до ближайшего участка российско-украинской границы 84 км, до Чернигова — 200 км, а до белорусского Гомеля — 120 км. На многочисленные публикации с заголовками вроде «РФ спешно строит военные базы у границы с Украиной» в России вряд ли обратили бы серьезное внимание, но в «Клинцах.Инфо», на сайт которых начали заходить украинские пользователи, это вызвало целый переполох. Ночь с 30 на 31 мая в редакции прошла нервно. В полночь к репортажу о встрече военного эшелона появилось первое дополнение: «В одном из украинских СМИ размещен информационный вброс о том, что жители нашего города негативно отнеслись к приезду военных,— сообщило читателям издание.— Информация для украинских СМИ (а также США и Германии), приток которых мы видим сейчас на наш сайт: в России с хлебом-солью встречают друзей!» В 3 часа ночи случилось страшное: на сайт «Клинцы.Инфо» зашел пользователь из США: «В очередной раз получено подтверждение о том, что в обострении российско-украинских отношений виноваты не простые люди, а кучка украинской элиты, которая получает финансирование с Запада»,— сделала вывод редакция. Американского пользователя назвали «хозяином украинских троллей», а в очередном обновлении к тексту на всякий случай еще раз подчеркнули: «В России с уважением относятся к своей армии и не поддаются на надуманные и слепленные из воздуха провокации. Большинство россиян считают украинцев братским народом». Еще через несколько часов, не выдержав неожиданно обрушившейся славы, «Клинцы.Инфо» обратились к своим новым читателям: «Уважаемые “арабы и другие представители Госдепа”, прежде чем оставлять комментарии на арабском или другом иностранном языке, вы хотя бы входите не с украинских айпишников».
Историю маленького издания из Брянской области, вступившего в отчаянную схватку с массами посетителей с Украины на своем сайте можно было бы считать разовым казусом. Но опубликованный сегодня опрос «Левада центра» о том, кого в мире россияне склонны считать врагами, а кого друзьями, позволяет предположить, что за частной историей есть нечто большее и бояться всего, что так или иначе связано с Украиной, становится в России нормой.
Очевидным Рубиконом, как следует из результатов опроса, после которого число внешних врагов в представлении россиян стало лишь множиться, стал 2014 год, когда разгорелся конфликт на востоке Украины, а телевидение стало убеждать граждан в том, что все вокруг хотят России зла. До 2014 года вдвое меньше людей видели врага в США. С этого же момента резко портится отношение россиян к Австралии, Великобритании, Германии, Канаде, Польше — странам, поддержавшим санкции против России. Впервые в список «врагов» попала Голландия. Из этого очевидно украинского тренда выпадает лишь Турция, которую в качестве врага начали воспринимать лишь в 2016 году — на волне истории со сбитым на турецко-сирийской границе самолетом. «Друзей» же ожидаемо у России за эти три года не прибавилось. Разве что на фоне операции в Сирии респонденты видят теперь союзника в лице Дамаска да на фоне официальной риторики о «развороте на Восток» вдвое больше граждан воспринимают теперь в качестве партнера Китай.
Самый же резкий негативный скачок произошел именно по отношению к Украине. Если в 2012 и 2013 годах «врагом» Украину считали 15% и 11% граждан соответственно, то в 2015-м и 2016-м таких уже 37% и 48%. Несмотря на слова официальных лиц про «братские народы», во враждебности ближайшего соседа уверена почти половина опрошенных. Симптоматично, что рост негативного отношения к Украине продолжился и после подписания вторых минских договоренностей. Горячая фаза войны вроде бы завершена, но пропагандистская война продолжается. Украинские опросы общественного мнения фиксируют при этом несколько иную картину. Из представленного в марте исследования, проведенного киевским институтом Горшенина, следует, что если в 2015 году о своем плохом отношении к России заявляли 66,9% опрошенных, то в 2016 году их количество снизилось до 62%.
Уровень взаимной ненависти, подпитываемый пропагандой, с обеих сторон так или иначе остается высоким — это один из главных итогов войны, которую, впрочем, тоже рано считать окончательно завершенной. Отсюда и берутся истории вроде случившейся с небольшим изданием из брянских Клинцов. Если раньше люди, живущие в приграничных регионах, ездили друг к другу в гости через границу едва ли не каждую неделю, то теперь они начинают бояться нежелательных последствий, даже когда на их сайт просто заходит пользователь с Украины.