Розница в форме и содержании
Подготовлен проект развития торговой сети Самары на ближайшие пять лет
Разработан проект концепции развития розничной торговли в Самаре на 2016–2021 годы. В документе анализируются основные проблемы торговой сети, в числе которых нехватка складских площадей, ярмарок, рынков, а также малых торговых объектов. Проект концепции предусматривает создание в городе сети разнообразных по типу торговых объектов — от крупных гипермаркетов и торговых центров до мини-магазинов и даже мобильных торговых точек. Концепция была подготовлена партнерством предпринимателей «Взаимодействие». Документ уже направлен областному правительству и городской администрации, дальнейшие перспективы его реализации будут зависеть от их решения.
Некоммерческим партнерством организаций предпринимателей области «Взаимодействие» разработала «Концепцию развития розничной торговли в Самаре на 2016–2021 годы». Как пояснил „Ъ“ исполнительный директор НП Николай Тарабин, проект концепции был подготовлен по поручению межведомственной комиссии при областном министерстве экономического развития.
В документе говорится о необходимости создания в Самаре достаточного количества торговых площадей разнообразных форматов — от крупных сетевых гипермаркетов и торговых центров до малых нестационарных объектов. Максимальное количество таких объектов разных форматов должно быть предусмотрено в специально разработанном документе, который в концепции называют «матрицей». «Комфортная среда для граждан и рост производства в потребительском секторе достигается только при наличии всех торговых форматов в городе, и в первую очередь малых форматов торговли», — подчеркивают разработчики концепции. А для достижения этого разнообразия, по их мнению, необходимо саморегулирование в сфере потребрынка, а также обеспечение возможности стабильного функционирования НТО. Концепцией предлагается заключать договоры с владельцами таких объектов не менее чем на пять лет, а также продлевать их без конкурсных процедур в случае отсутствия нарушений. Также к НТО предлагается предъявить требования по единому архитектурно-художественному облику и довести количество этих объектов до минимально необходимого. Например, по мнению разработчиков проекта концепции, на 30 тыс. жителей должна быть одна ярмарка. Внутригородские районы концепцией предлагается дифференцировать и проанализировать с точки зрения их значимости как рынков сбыта сельхозпродукции. В концепции указывается на необходимость поддержки местных производителей, предоставление им торговых площадей, что, по мнению разработчиков, проще сделать в формате малых торговых форм.
Реализация концепции должна привести к ежегодному росту объема оборота торговых услуг не менее чем на 10 %, увеличению налоговых поступлений в бюджет, созданию новых рабочих мест, повышению культуры обслуживания, снижению нелегального оборота товаров и услуг.
В проекте концепции анализируются основные проблемы развития розничной торговли в Самаре. К ним разработчики документа, в частности, относят отсутствие необходимого количества складов, неравномерность обеспечения торговыми площадями населения города в зависимости от района, а также нехватку квалифицированных кадров.
В документе также дается оценка существующей ситуации в отрасли. Так, по состоянию на 1 января 2016 года розничная торговая сеть Самары насчитывала 5 086 объектов (на 1 января 2015 года — 5135 объектов). В том числе, 2944 стационарных предприятий, 92 торговых центра, 937 павильонов, 1 090 объектов мелкорозничной сети, шесть рынков с 1,5 тыс. торговых мест и 17 ярмарок. Уровень обеспеченности населения Самары торговыми площадями составил 257,76 %, указано в документе. Кроме того, до конца 2016 года в Самаре планируется открытие пяти новых торгово‑офисных центров.
В 2013 году была утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов в Самаре. Сейчас в нее включено около 2 тыс. торговых объектов, хотя изначально было учтоено только 94 объекта.
С начала 2015 года было вывезено 1344 незаконно установленных НТО. Несмотря на это, по состоянию на конец декабря 2015 года в Самаре остается более тысячи незаконно установленных объектов.
Николай Тарабин пояснил, что за основу при подготовке концепции был взят лучший опыт — Ульяновской области и Москвы. «В качестве дальнейших действий я бы в первую очередь провел ревизию и все объекты, не включенные в схему, в нее внес. Это ведь, как минимум, принесло бы дополнительные доходы в местный бюджет», — отметил господин Тарабин. По его словам, проект концепции был направлен 31 мая в администрацию города и правительство области, которые и определят дальнейшее будущее документа. В правительстве области и горадминистрации вчера получить комментарий не удалось — на запрос „Ъ“ в ведомствах не ответили.
О необходимости навести порядок в этой сфере неоднократно заявлял губернатор Самарской области Николай Меркушкин. «Киосков в городе переизбыток. К сожалению, Самара задержалась в 1990‑х годах в этом вопросе. Многие регионы перевели подобную торговлю на цивилизованные рельсы, создали благоустроенные крытые рынки, где удобно как работать торговцам, так и приходить за покупками посетителям. Создание таких условий — это прежде всего задача муниципалитетов», — подчеркивал глава региона.
Председатель Самарского регионального профсоюза предпринимателей Владимир Симбиркин отметил, что, по его мнению, если бы власть помогала в развитии городской торговли, то и бизнес бы развивался совершенно другими темпами. В продолжение он, правда, добавил, что бизнес в городе может спокойно развиваться в соответствии с законами экономики, если этому развитию не мешать. «Так, раньше были палатки — исчезли, появились страшненькие киоски — тоже исчезли. Сейчас в городе, в основном, более или менее симпатичные магазинчики. И все это так и будет двигаться, развиваться, если не вмешиваться в экономику», — подытожил господин Симбиркин.