Манетки на счастье

1938 Maybach SW38 Roadster

Старинный коллекционный Maybach, как "золото партии", многим не дает покоя, но информацией о нем обладают единицы, а заполучить в собственность и вовсе задача из ряда невозможных. Слишком мал тираж автомобилей, да и от коллекционеров они страшно далеки. Ближайшая оказия стать владельцем редчайшего экземпляра Maybach SW38 выпадет 19 августа на торгах Monterey, устраиваемых аукционным домом RM Sotheby's во время проведения традиционного конкурса элегантности Pebble Beach.

Фото: R M S o t h e b y ’ s

Иван Баранцев, фото RM Sotheby's

Фото: R M S o t h e b y ’ s

В прошлом году черный родстер часто мелькал в интернете с объявленной ценой $3,3 млн, но нового владельца, по-видимому, встретит только на торгах. До стука аукционного молотка еще далеко, поэтому вспомним биографию самого автомобиля, а заодно историю марки Maybach.

Золотое время Maybach-Motorenbau GmbH пришлось на 20-е и 30-е годы - марка сверкнула, как полоска света, между двумя черными безднами мировых войн. С 1921 по 1941 год в городке Фридрихсхафене, что на берегу Боденского озера, собрали лишь две с лишним тысячи автомобилей самых разных моделей. Номер рамы выставленного на торги родстера - 2055, год выпуска - 1938-й. Как и вся продукция Maybach, он покинул завод в виде шасси - тележки с мотором, которое отправили в соседний Равенсбург, где квартировало придворное кузовное ателье Spohn. Там на шасси надели изумительной красоты кузов и отправили готовый автомобиль заказчику. Принято считать, что такой способ постройки не оставлял шансов появиться на свет двум одинаковым автомобилям, но сегодня в мире известен и второй брат-близнец родстера на шасси с номером 2146, но только красного цвета. То ли в ателье Шпона действительно сплоховали, сделав два идентичных друг другу кузова, то ли один из автомобилей - подделка.

Вопрос остается открытым, но при любом раскладе кузов для Maybach - дело второстепенное, ведь автомобили марки всегда выделялись механической частью. Под капотом SW38 рядная "шестерка" - всего лишь! - но с ее 3,8 л рабочего объема снимаются 140 "лошадей". Чтобы понять всю значимость этих цифр, достаточно сравнить их с показателями основных конкурентов - и такое сравнение будет не в пользу последних. Мощность восьмицилиндрового Horch 951A рабочим объемом 5 л составляла всего лишь 120 л. с., а Mercedes-Benz 540K развивал 115 л. с. в обычном атмосферном режиме и только с кратковременно включенным компрессором - 180. Скромный Maybach SW38 обогнал их и без компрессора, настолько талантливо был сконструирован его мотор.

Комбинации манеток учили наизусть - они давали четыре рабочих режима для повседневной езды.

В названии модели литеры SW обозначают Schwingachswagen - "автомобиль с качающейся осью". Под этим подразумевалась задняя независимая подвеска. Цифры 38 обозначали округленный рабочий объем двигателя.

Фото: R M S o t h e b y ’ s

Еще одной "фишкой" автомобилей из Фридрихсхафена всегда оставалась трансмиссия. "Нужно ожидать, что в скором времени от каждого современного автомобиля потребуется незначительное число оборотов мотора при высокой скорости транспортного средства и упрощенное переключение передач между обычным ходом и быстрым". Таким было одно из программных заявлений Карла Майбаха. Понятно, что с тривиальной механической коробкой никакого "упрощенного переключения" бы не получилось. Поэтому оказавшись за рулем Maybach SW38, вы не найдете привычного длинного рычага переключения передач - его тут нет. Вместо него крутящим моментом ведают две манетки на рулевой колонке, каждая из которых отвечает за переключение передач в своей коробке: водителю надо просто-напросто перемещать их вверх-вниз, выбрав комбинацию для необходимого передаточного отношения, а вакуум-аппарат как безмолвный слуга сам переключит нужные шестеренки в одной из двух коробок. Комбинации манеток учили наизусть - они давали четыре рабочих режима для повседневной езды. Еще два небольших рычага внизу справа включают повышающую передачу и задний ход. Такой системы не встречалось ни на одном немецком автомобиле.

После Второй мировой родстер приглянулся кому-то из победителей и превратился в трофей, но не Красной армии, как мы привыкли думать, а американской. Иначе бы этот Maybach SW38 имел все шансы закончить свою жизнь где-нибудь в огороде или на свалке металлолома. В Америке уже в 50-е годы в нем увидели коллекционную ценность, поэтому родстер всю жизнь кочевал только по рукам ценителей старинных авто. Удивительно, но в его биографии нет ни одного участия в конкурсах элегантности, в том же Pebble Beach или менее известных типа Amelia Island или Meadow Brook. Не иначе как оставили эту радость новому владельцу автомобиля.

Максимальная скорость могла достигать 160 км/ч, а останавливать такую махину весом более 2 т помогал сервоусилитель Bosch-Dewandre. При езде по автобану Maybach SW38 расходовал 18 л на 100 км пути.

Фото: R M S o t h e b y ’ s


Вся лента