Рождение нового рынка

«Кому война, а кому мать родна» – русская народная пословица.

Фото: Предоставлено КСК групп

Если сегодня перечитать прогнозы, которые давались специалистами по прошлым кризисам, то они выглядят забавными и наивными. Они почти никогда не оправдывались! Всегда наблюдается психологическая волатильность во время перемен (кризиса). Собственники либо воспринимают все очень мрачном, либо питают необоснованные надежды. Это эмоциональное отражение верного предчувствия: одни выйдут в Лидеры, а другие обанкротятся! Но главное – предпринимателям не получится переждать. Не получится делать неверные шаги и остаться в рынке. Так как в этот раз не просто кризис, а фундаментальная смена модели на рынке.

Есть мнение, что только одна треть от существующих ныне компаний способна выжить, окрепнуть и выйти на следующий уровень. Эти компании – лидеры.

Что отличает аутсайдеров от лидеров?

1. У аутсайдеров нет стратегии.

2. У них высокие риски необоснованных решений, так как они слишком зашорены.

3. У них заемные дорогие деньги, которых не хватает.

4. Собственники этих компаний чрезмерно подвержены давлению психологических «аффектов кризиса» (не настроены бороться, аллергичны для адаптации к новым реалиям).

5. У аутсайдеров рынка, как правило, неэффективно выстроены бизнес-процессы. Настроены слабо, без профессиональной помощи ключевые системы и функции: продажи, брендинг, учет, контроль, кадровая политика, мотивация, автоматизация, управление, финансирование; не отстроены правовая и налоговая позиции.

6. Они не умеют мобильно перестраивать бизнес-модели (жизненный цикл которых в современной экономике существенно сократился: до полутора-трех лет!).

7. Они не умеют быстро вносить изменения в текущие процессы (усиливать эффективность, скорость, качество, простоту, понятность для внутренних и внешних пользователей на ежедневной основе).

8. У них в чистом виде В2G (Госзаказ) и/или компании-фидеры (от англ. feed – «кормиться»), и поэтому они слишком зависимы от административного ресурса, от компании-агрегатора (источника «лидов») и не привыкли хозяйствовать на конкурентном капиталистическом рынке.

9. Они, захваченные общим моральным падением и трендом цинизма, перестали опираться в отношениях со своими контрагентами на фундаментальные ценности: верность, порядочность, отзывчивость, благодарность и т. д.

10. У них пренебрежительное отношение к вопросам правовой (в РФ и за рубежом), налоговой и IT-безопасности, поэтому они с легкостью становятся жертвами ужесточившихся налоговых проверок, рейдерского поглощения и различного рода силовых атак.

Какие требования к собственнику предъявляет кризис?

Лидеры, лишенные перечисленных слабостей, преисполнены управленческой волей и желанием развиваться. Они мыслят открыто, постоянно повышают эффективность. Но главное, в отличие от аутсайдеров, лидеры последовательно развивают все компоненты своего бизнеса, опираясь на опыт, возможности и экспертизу профессиональных консультантов.

Лидеры:

1) займут опустевшие рыночные ниши;

2) создадут новые рынки («голубые океаны»), будут внедрять в управление и маркетинг самый передовой рыночный опыт;

3) предложат клиентам продукты лучшего качества по более доступной цене;

4) заберут с рынка подешевевших специалистов и другие активы – ценные «осколки» от тех, кто покинет рынок;

5) используют новые технологии и тренды: IT; уберизацию (устранение посредников за счет появления онлайн-платформ); готовность клиентов к самообслуживанию; интерактивность; увеличение ценности за счет расширения услуг и сервиса; развитие экспортных программ и создание активов, генерирующих валюту; поляризацию на эконом- и лакшери-сегмент. Войдут в открытые партнерства;

6) изначально будут строить свои компании так, чтобы быть способными интегрироваться в международный бизнес и международные компании. Предложат бизнес-модели, которые не имеют четкой привязки к какой-то конкретной местности и являются глобальными, легко масштабируемыми в международном масштабе парадигмами;

7) будут укреплять свою профессиональную репутацию, которая станет весомым аргументом в конкурентной борьбе и выгодно отличит лидеров рынка от скороспелок и фидеров;

8) будут осмотрительными и политкорректными, укрепят свою правовую, налоговую, IT-безопасность; будут полноправным участником сделки о слиянии (если решат продать свой бизнес), а не безвольным субъектом поглощения.

Новая нормальность

Россия, безусловно, страдает на макроэкономическом уровне.

1. Свертывается потребление (граждане и предприятия начинают экономить).

2. Свертываются инвестиции резидентов (из-за неуверенности) и нерезидентов из-за политики (санкций, ужесточения и неопределенности будущего политического курса) и макроэкономических факторов (например, обесценение рубля).

3. Свертываются государственные расходы, к которым так привыкли владельцы В2G-бизнесов, а те закупки, которые все же выиграны по тендеру и выполнены, – несвоевременно оплачиваются государственным заказчиком. В этой ситуации страдают все участники цепочки: субподрядчики и субпоставщики.

4. Падает чистый экспорт (к сожалению, по политическим причинам из-за резко упавшего имиджа РФ за рубежом не все западные рынки для нас, россиян, открыты). Никто нам не может гарантировать, что стоимость нефти не упадет еще больше, а рубль не станет еще слабее. Также ни приходится рассчитывать на то, что государство возьмет курс на поддержку частного независимого бизнеса.

Существующую ситуацию на рынке можно назвать новой нормальностью. Она вполне логична и конструктивна. Потребители покупают теперь не все «что попало», а только те продукты, чья ценность, по их мнению, оправдывает свою цену на товар. Современные потребители выбирают новые, более простые, понятные, нужные, интерактивные, быстрые и качественные сервисы. В свою очередь, и контрагенты рынка стали проще. Они открыты и доступны для новых предложений. Сарафанное радио работает как никогда эффективно. Крупные частные компании находятся в постоянном поиске качественных поставщиков и приглашают их на свои закрытые тендеры!

Денег у банков – переизбыток, и они готовы кредитовать качественным заемщикам. Иностранные фонды также готовы финансировать экспортеров с перспективными бизнес-планами! К тому же в сложившейся политической ситуации необязательно, позиционировать свои компании на внешнем рынке как российские.

Нужно понимать, что кризис в РФ носит очень локальный характер. Запад и Восток продолжают активно развиваться. Экспортеры могут выгодно финансироваться.

Импортеры имеют возможность хеджировать валютные риски. Россия, вслед за остальным миром (и даже с небольшим опозданием, но также решительно) стремиться жестко контролировать налоги и прозрачность финансово-хозяйственной деятельности юридических (и физических) лиц. Государство заставляет предпринимателя глубоко, скрупулезно и тщательно прорабатывать правовую позицию во всех вопросах.

Поэтому эксперты КСК групп активно реализуют новую парадигму – комплексно и прагматично настраивают бизнес своих клиентов на эффективность и прибыльность в новой реальности. Наши решения дают бизнесу безопасность, устойчивость и развитие, ведут собственника и его компанию к лидерству и удержанию лидерской позиции.

Формируется новая бизнес-элита, укрепляются новые олигархи. Они жестко конкурируют на рынке и, используя исключительный административный и силовой ресурс, забирают чужие выгодные активы. При этом, будучи не самыми эффективными хозяйственниками, они могут предлагать предпринимателям, у которых отнимают собственность, некую долю в обмен на участие в управлении данными активами. Даже для тех собственников, кто, посоветовавшись со стратегами, понимает, что рано или поздно вынужден будет «продаться» крупному игроку, важно повысить стоимость своего текущего бизнеса, увеличив его текущую прибыль и правовую безопасность, хотя бы для того, чтобы затем выгодно продать, а не отдать за бесценок или просто разориться. Те, кто не успел с выгодой продать свой бизнес, могут пройти процедуру банкротства с наименьшими потерями! Сохранить и защитить свои личные деньги. Далее инвестировать свой капитал в новый бизнес, например, в довольно активно развивающееся сельское хозяйство или пищевое производство, или уйти на пенсию в страну с высоким уровнем жизни и социальным обеспечением.

Предприниматель, с помощью профессионалов, должен трезво оценивать ситуацию. Осознанно принять ответственное решение: продолжать хозяйствовать, конкурировать и диверсифицироваться или уехать в более благоприятную для себя юрисдикцию, а может быть, и продать бизнес сейчас, пока он чего-то стоит и не несет тяжелых проблем.

Бессмысленно оплакивать «гусеницу уходящего рынка»! Давайте полюбуемся и рассмотрим «красивую бабочку нового бизнеса», которая буквально на наших глазах появляется из «кокона кризиса»! Успех бизнеса всецело зависит от позиции и поведения собственника. Все привыкли к тому, что собственники требуют профессионализма от менеджмента. Теперь конкурентный Рынок требует профессионализма от собственников.

«Рынок-капиталист» уволит собственников, не подходящих под его стандарты, и вознаградит лидерством тех, кто соответствует новым стандартам. Тех, кто умеет и готов меняться, чье сознание открыто для новых технологий и преобразований. Тех, кто настроен проактивно и постоянно повышает уровень своей бизнес-эрудиции. Тех, кто при решении сложных задач не пытается заниматься «самоделками», а действует в партнерстве с консультантами, опирается на их опыт и профессионализм. КСК групп – это надежный партнер для бизнеса, настроенного на завоевание лидерских позиций. В активе компании более 4500 реализованных проектов, экспертами КСК групп накоплены бесценные знания о том, как решать даже самые сложные бизнес-задачи. Кризис – это время возможностей! Только вперед! Будьте лидерами! Другого пути все равно нет!

Вся лента