"5G для индустрии IoT — удобный и надежный транспорт"
Подключение к интернету всего (от домашних устройств до промышленных агрегатов) будет способствовать развитию экономики в целом и отдельных отраслей в частности. К примеру, необходимость в миллиардах подключенных устройств даст импульс развитию российской индустрии электронных компонентов. О таких перспективах рассказывает АЛЕКСАНДР АНУФРИЕНКО, руководитель направления IoT и IIoT фонда "Сколково".
BUSINESS GUIDE: Насколько важной является индустрия IoT для экономики? Какую пользу может получить страна от интернета вещей?
АЛЕКСАНДР АНУФРИЕНКО: Много говорится о стратегии, я же хочу рассказать простым языком о прикладных вещах применительно к России и о том, чем мы занимаемся в Сколково. Сначала небольшой ликбез. Основными компонентами интернета вещей вне зависимости от того, IoT это или Industrial IoT, являются: датчики и регуляторы, которые генерируют данные, агрегаторы (маршрутизаторы) — устройства, принимающие данные от датчиков, облако (чаще называется платформой интернета вещей) — то место, куда стекаются все данные, где происходит хранение и обработка данных, а также аналитическая система, и пятый компонент — сервис. Это пять китов интернета вещей. Без любого из компонентов система не работает. Аналитика и сервис дают клиенту те самые преимущества, благодаря которым об IoT так много говорят. Чем больше устройств, тем точнее, сложнее и полезнее система и качественнее сервис. Основные направления IoT — это умный дом/город, промышленный интернет, умные автомобили, цифровое здравоохранение, сельское хозяйство. Просмотрев спектр решений, применяемых в мире, можно сказать, что 90% из них позволяют снижать издержки и 10% дают возможность нарастить выручку. То есть в первую очередь речь идет об оптимизации и во вторую — об увеличении выручки.
Оптимизация возможна за счет снижения энергопотребления в дата-центрах, сокращения времени простоя промышленной техники и оборудования, предсказания поломок дорогостоящего промышленного оборудования и транспорта, подбора самых коротких транспортных маршрутов и т. д. Проанализировав данные Росстата, Мирового банка, известных корпораций, можно уверенно говорить, что уровень оптимизации существующих бизнес- и технологических процессов составляет 2-15% в зависимости от отрасли промышленности. Как известно, в России производительность труда ниже, чем в развитых странах, а значит, у нас больше возможностей для модернизации. Пример коммерческого развития IoT — это Smart TV. В 2010 году количество подключенных к интернету телевизоров не превышало 5 тыс. Сегодня в России примерно 5 млн активных пользователей Smart TV сервисов. Люди эффективнее используют свое время, выбирая для просмотра только то, что хотят. А главное, они платят за сервисы. И мобильная составляющая сервиса растет.
BG: Какие риски несет с собой IoT и IIoT и как они могут быть снижены?
А. А.: Главный риск — это безопасность. Эксперты утверждают, что до 80% устройств будут уязвимы извне. Да, никому не хочется, чтобы его персональные данные утекали в сеть. В сегменте промышленного интернета вещей проблема решается радикально: жесткие правила и нормативы, отсутствие подключения к сети Интернет (для особо важных объектов), а также специальные протоколы безопасности. Для обычных пользователей придется находить баланс между качеством услуг, оказываемых на основе анализа данных потребителей, и открытостью.
BG: Какую роль играют в IoT сети связи? Есть ли реальная потребность в пятом поколении для этой индустрии?
А. А.: Так как основу экосистемы интернета вещей составляют подключенные устройства, очевидно, что взаимодействуют они по проводным и беспроводным каналам связи, объединяясь в сети. Большая часть решений, безусловно, будет использовать беспроводные каналы. Связь 5G для индустрии IoT в первую очередь будет служить удобным и, что важно, надежным транспортом данных там, где требуются большие скорости передачи информации, а расстояния не превышают десятков и сотен метров. Это все, что связано с передачей видео и больших объемов данных. С точки зрения IoT — это умный дом и город. В России уже 30 млн домохозяйств с ШПД в интернет, а это хорошая база для создания индустрии умных домов через пять-семь лет. Умный дом — это 10-100 IoT-устройств, Smart Cars, элементы промышленного интернета вещей. Другое дело, что IoT строится на собственных стандартах и протоколах, которые оптимальны для конкретной задачи. Сколково активно работает в части локальной и международной стандартизации для IoT. На "Иннопроме" будем представлять проект отечественного стандарта для IoT, уже поддерживаемый многими компаниями. Поэтому к моменту коммерческого запуска 5G речь будет идти о конвергенции и использовании оптимальных каналов связи.
BG: Какие предпосылки есть у РФ для создания IoT и чего не хватает?
А. А.: Поскольку РФ всегда славилась качественными инженерными кадрами, особенно в области математики и физики, то у нас есть прекрасная возможность не просто не отстать, а наверстать упущенное. В том числе существуют предпосылки для возрождения собственной радиоэлектронной промышленности. Поясню: сейчас используется импортная компонентная база, поскольку так дешевле и удобнее. Различные прогнозы относительно количества устройств интернета вещей в России предсказывают, что в 2025 году их будет 0,4-1,5 млрд. Это говорит о том, что уже целесообразно создавать собственные чипы для интернета вещей с целью снижения издержек. Мы вполне можем создавать качественные уникальные и массовые решения для B2B- и B2C-клиентов. Могу судить по IoT-стартапам, которых в Сколково сейчас 48 (в прошлом году было 5). Но ключевая задача для России на сегодня — это внедрение решений IoT.