"Тройку" скрестят с "Подорожником"
Москва и Петербург объединят проездные карты
Власти Москвы и Санкт-Петербурга планируют до конца года выпустить объединенную карту для оплаты городского общественного транспорта. Об этом заявил руководитель департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов. Однако пока у проекта очень много неясностей: не определен механизм интеграции карт, непонятно и то, каким образом будет происходить распределение доходов в рамках использования объединенных проездных.
Планы по интеграции транспортных карт двух столиц власти начали обсуждать еще года три назад, но точных сроков никто не называл.
"До конца года запланирована интеграция московской карты "Тройка" с петербургской картой "Подорожник". У жителей двух крупнейших городов России появится одна карта, которая позволит пользоваться городским пассажирским транспортом и в Москве, и в Санкт-Петербурге", — сообщил в рамках интервью информационным агентствам Москвы Максим Ликсутов.
В пресс-службе СПб ГКУ "Организатор перевозок" "Ъ" отметили, что для проработки проекта создана специальная рабочая группа. В нее вошли сотрудники департамента транспорта Москвы и комитета по транспорту Санкт-Петербурга, а также их подведомственных предприятий. Более точных сроков власти пока не называют.
Как отметил Роман Агапитов, руководитель пресс-службы СПб ГКУ "Организатор перевозок", речь не идет о полной интеграции всех существующих транспортных тарифов Петербурга и Москвы, так как в каждом городе свое билетно-тарифное меню. Интеграция планируется только по электронному кошельку, уточнил Агапитов.
Ни в СПб ГКУ "Организатор перевозок", ни в департаменте по транспорту Москвы даже приблизительно не могут назвать объем затрат для реализации подобного проекта. Известно только, что каждый город будет платить за настройку системы самостоятельно. Пока же у этого проекта много неясностей: технически не определен механизм интеграции карт, непонятно, как будет происходить распределение доходов, полученных от использования объединенных проездных, и так далее. Как говорят в ГКУ "Организатор перевозок", для последнего вопроса, возможно, придется разработать новую нормативно-правовую документацию, которая узаконит переток денежных средств из Петербурга в Москву.
Электронной картой "Тройка" можно оплачивать проезд во всех видах транспорта Москвы. На эту карту можно записать любой бумажный билет действующих тарифных меню "Единый", "90 минут" или ТАТ, а также абонементы на пригородные электропоезда. На электронную карту "Подорожник" в Петербурге можно записать все действующие нельготные проездные билеты длительного пользования, в том числе единый электронный билет. Он предоставляет право на поездки в пределах фиксированной суммы.
В отличие от Санкт-Петербурга, Москва имеет опыт интеграции местных транспортных карт с проездными других регионов. Буквально несколько дней назад в столице началась продажа совмещенных карт — московской "Тройки" и подмосковной "Стрелки". Как пояснили в столичном департаменте транспорта, пока было выпущено 100 тыс. подобных карт: 50 тыс. карт "Тройка" с приложением "Стрелка" и 50 тыс. карт "Стрелка" с приложением "Тройка". Дополнительные средства на производство таких карт не потребовались, так как весь этот процесс происходил в рамках выпуска стандартных "Тройки" и "Стрелки". В департаменте транспорта Москвы отметили, что на объединенной карте существует два разных "кошелька", которые необходимо пополнять раздельно. "Таким образом, ввод новых объединенных карт не потребовал замены схем взаиморасчетов между перевозчиками, операторами билетных решений и бюджетами регионов", — уточнили в ведомстве.
"Объединение транспортных карт — идея хорошая, никаких особых трудностей в ее реализации я не вижу. Тем более, если интегрировать будут только электронный кошелек, а не систему проездных, которые значительно отличаются в двух столицах. Нужно поработать над программным обеспечением, а это не требует больших средств и времени", — прокомментировал Алексей Палин, председатель профильной комиссии ЗакСа Петербурга по транспортному комплексу. Не видит депутат сложностей и при расщеплении доходов, полученных при использовании объединенных карт.
По мнению беспартийного депутата ЗакСа Петербурга Максима Резника, введение объединенных транспортных карт — это работа в интересах потребителя. "Важно лишь поработать над прозрачностью финансовой стороны вопроса. И здесь все зависит от желания контролирующих органов отслеживать денежные потоки. Пока же все что связано с петербургским метрополитеном, на мой взгляд, непрозрачно. Достаточно того, что при покупке жетонов в Петербурге не выдают чек", — прокомментировал господин Резник.
Владимир Валдин, эксперт МОО "Город и транспорт", говорит, что схема интегрированных транспортных карт — это чисто российское ноу-хау. Такая схема удобна и выгодна для "аварийного" проезда, то есть когда петербуржцу нужно один-два раза воспользоваться московским метрополитеном или другими видами столичного транспорта. А если ездить нужно много, то лучше покупать местную карту "Тройка", так как это дешевле, уверен эксперт.
"Большого прироста пассажиропотока от введения объединенного проездного не будет, — говорит Владимир Валдин. — Чтобы сделать общественный транспорт более популярным, нужно гибкое и привлекательное тарифное меню. Московские власти двигаются в этом направлении: в столице разработаны разнообразные тарифы, в том числе и повременные. Более того, в Москве месячный проездной билет стоит дешевле, чем в Петербурге, и это притом, что общественный транспорт там новее, удобнее и чаще ходит. В Северной столице, к сожалению, вопросом разнообразия тарификации занимаются слабо. И даже по системе оплаты проезда в метро банковскими пластиковыми картами в Петербурге прописан самый высокий тариф, какой может быть, и никакие льготы не работают".