Evraz покидает Южную Африку
Компания продает ванадиевую Vametco
Evraz договорилась о продаже 59% акций южноафриканской ванадиевой компании Vametco за $17 млн местной Bushveld Minerals. Сделка должна закрыться в июне 2018 года, потребуется согласие совладельца актива — японской Sojitz (владеет 15,9% Vametco). Продать другой актив в ЮАР — убыточный Evraz Highveld Steel and Vanadium — пока не удалось, и теперь его ждет распродажа имущества. Но полностью выходить из ванадиевого бизнеса Evraz не собирается.
Evraz Романа Абрамовича и партнеров может продать свою долю в ванадиевой компании Vametco (ЮАР) консорциуму Bushveld Vametco Limited (BVL), в котором 45% будет у местной горнорудной Bushveld Minerals, 55% — у ресурсного фонда Yellow Dragon, следует из сообщения Bushveld. Пока BVL полностью принадлежит Bushveld Minerals, но в пятницу она заявила о привлечении партнера в проект.
Vametco, по данным Bushveld, владеет ванадиевыми месторождениями в Бритсе с запасами 27 млн тонн и ресурсами 135 млн тонн руды и заводом мощностью 2,7 тыс. тонн оксида ванадия в год. В 2015 году Vametco выпустила 2,4 тыс. тонн ванадия, выручка — 629 млн южноафриканских рэндов ($40,4 млн), операционная прибыль — 26,7 млн южноафриканских рэндов ($1,7 млн).
Vametco досталась Evraz вместе с американским заводом Stratcor при покупке в 2006 году 75% Strategic Minerals Corporation (SMC) за $110 млн. Сейчас Evraz принадлежит 59% Vametco через 78,8% долей в SMC, второй совладелец SMC — японская Sojitz, которая владеет 15,9% Vametco. Еще 25,1% акций Vametco принадлежит населению ЮАР в рамках программы Black Economic Empowerment, указано в документах Bushveld.
Общая сумма сделки BVL с Evraz (соглашение подписано 9 мая) должна составить $17,2 млн, она должна пройти в два этапа, указано в сообщении покупателя. Первый этап — выкуп до 17 июня 23% акций SMC за $4,7 млн с получением BVL эксклюзивного права на due diligence актива. За второй транш в $12,5 млн консорциум получит остальные 55,8% SMC, но для закрытия сделки нужны отказ самой SMC и Sojitz от преимущественного права выкупа пакета у Evraz, одобрение регуляторов ЮАР, акционеров Bushveld и выполнение ряда других условий. Второй этап может занять до одного года и более, в этот период BVL может ввести своих представителей в советы директоров SMC и Vametco и получить право вето по ряду сделок.
Bushveld заинтересована в сделке: себестоимость у Vametco одна из самых низких в мире, говорится в сообщении покупателя, в 2015 году — $17,33 на 1 кг. Средняя цена ванадия в прошлом году составляла $18,58 за 1 кг в Европе и $20,2 за 1 кг в США, указано в отчете Evraz. Bushveld планирует нарастить мощности Vametco до 3,34 тыс. тонн в год, актив граничит с собственным ванадиевым проектом покупателя — это позволит обеспечить Vametco дешевой рудой и продлить его эксплуатацию.
В Evraz отказались от комментариев, в Sojitz на запрос “Ъ” не ответили. Источник “Ъ”, знакомый с планами Evraz, говорит, что Vametco не играет важной роли в производственной цепочке холдинга и его финансах, поэтому и рассматривается ее продажа. Как писал “Ъ” в октябре 2015 года, о переговорах с Evraz по Vametco и Stratcor заявляла малоизвестная американская Global Renewable Energy Ltd (это указано в отчете антикризисных управляющих другого актива холдинга в ЮАР — Evraz Highveld Steel and Vanadium). Но сделки не состоялись, имущество Highveld решено распродать за 1,3 млрд южноафриканских рэндов ($83,5 млн) к 2019 году.
Очевидно, что Evraz хочет покинуть ЮАР, поскольку активы холдинга там стали убыточны или низкомаржинальны (у Vametco маржа по операционной прибыли — 4%), накладывается и специфика ведения бизнеса в регионе, указывает Олег Петропавловский из БКС. Но компания вряд ли будет полностью выходить из ванадиевого бизнеса, уверен он. У Evraz есть еще «Евраз Ванадий Тула» (12,5 тыс. тонн в год) и чешская Evraz Nikom (около 5 тыс. тонн в год). Планов по продаже этих активов нет, подтверждает источник “Ъ”, знакомый с планами компании, но перспективы завода Stratcor он не назвал. Финансовые показатели по ванадию Evraz не раскрывает с 2014 года, вместо них в отчетах стоят цифры по «другим операциям»: в 2015 году выручка от них упала на 33%, до $443 млн, EBITDA — на 62%, до $14 млн.