Исследование: у россиян новая антикризисная стратегия — «Сделай сам»
Россияне стали меньше строить и больше ремонтировать и менять дизайн помещений. Исследование, проведенное популярным интернет-порталом Forumhouse, в котором приняли участие 3075 человек, выявило, что доля желающих строить что-либо сегодня сократилась на 13% по сравнению с сентябрем 2015 года — до 29%. Количество планирующих ремонт при этом выросло до 43%. Такой дисбаланс между ремонтом и строительством наблюдался и в кризис 2008–2009 годов, но только в сельской местности. У горожан деньги на строительство еще находились. Сейчас денег не хватает всем: в частности 8% опрошенных намерены увеличить сроки ремонта из-за нехватки средств.
Статистика сектора DIY («Сделай сам») — ремонт, строительство, обустройство, а также садоводство, как отмечают эксперты, сегодня является одним из наиболее точных замеров того, что происходит в российской экономике. Если смотреть на возросшие цены на овощи и фрукты (по опросу ВЦИОМ 40% россиян считают взлет ценников значительным) и молочные продукты (аналогично их удорожание оценили 23%), то понятны причины еще одной переориентации спроса в секторе DIY — с декоративных растений и цветов на покупку семян и рассады для садово-огородных культур.
Согласно данным опроса, к маю на 33% больше россиян стали сами выращивать овощи и фрукты, разводить птицу. «Согласно опросу дачников, если в позапрошлом году только 7% горожан высаживали картофель, то в 2015-м их число возросло вдвое, а в нынешнем, по предварительным данным, уже перевалило за 20, а то и 25%»,— сообщает глава «Садоводов России» Андрей Туманов.
Подробнее о новых способах россиян выживать в кризис — в материале журнала «Огонек» «Не построить, а покрасить».