Будущее машиностроения
Эксперты обсудили возможности цифровых технологий в промышленности
2 июня на базе Самарского государственного технического университета состоялся II международный российско-швейцарский форум «День инноваций». В мероприятии приняли участие представители более трехсот компаний России и Швейцарии. Особое внимание на втором международном российско-швейцарском форуме «День инноваций» было уделено инновационным процессам в машиностроении. «Коммерсантъ-Волга» представил мероприятие «Цифровые производства в машиностроении. Программа Industry 4.0».
В зале присутствовали представители как отечественных, так и зарубежных предприятий, ученые, а также компании, занимающиеся внедрением и продажей оборудования и технологий. Спикеры и эксперты поделились опытом повышения производительности труда за счет внедрения цифровых производств и представили свое видение дальнейших перспектив данного направления. При этом было уделено внимание развитию и швейцарских технологий в России, и российских - в Швейцарии. Стоит отметить, что большинство представленных технологий были разработаны достаточно недавно, но даже за 10-15 лет российским разработчикам удалось достичь высокого уровня, что во многом обусловлено связью отечественной науки и зарубежных производств, открывающей выход на рынки Европы.
Так, по словам модератора секции, проректора по инновационной деятельности МГТУ «Станкин» Андрея Кутина, несмотря на то, что технологический университет по своим масштабам достаточно небольшой – в нем обучается всего 4000 студентов, - здесь достаточно давно ведутся разработки по цифровым производствам. «В своей научной деятельности университет активно работает по международной линии, в частности, сотрудничает со швейцарскими университетами и компаниями», - сообщил господин Кутин, уточнив, что объем научных работ достигает 1 млрд руб. в год.
Что касается программы «Промышленность 4.0», о ней подробнее рассказал руководитель департамента предпроектного консалтинга Siemens PLM Software в РФ и СНГ Сергей Мартынов. «Компания Siemens принимала участие в разработке этой концепции и в настоящее время реализует ее как на своих предприятиях, так и на предприятиях своих клиентов», - уточнил господин Мартынов, пояснив, что основная ее идея – переход на совершенно новый принцип организации производства за счет создания линии киберфизических систем, которые позволяют предприятию достичь высокого уровня гибкости и производительности. К примеру, в компании Siemens внедряется концепция объединения реального и виртуального миров – создание полного цифрового двойника на каждой стадии производства: самого изделия, технологического процесса, оборудования и т.д.
«Мир изменился. Сегодня он переживает очередную революцию, связанную с наступлением совершенно новой эры - эры искусственного интеллекта, который, в свою очередь, становится доступен благодаря облачным технологиям, - начал свое выступление специалист по технологической стратегии развития партнеров России на основе Microsoft AZURE Сергей Нагорный. – Сегодня информационные технологии не просто обеспечивают процессы – они становятся основой любого бизнеса». Как пояснил господин Нагорный, «облако» является основой инновационной стратегии Microsoft сегодня. «Однако зачастую информация о новых технологиях доходит с опозданием до заказчиков. И я благодарен организаторам, что они пригласили меня участвовать в мероприятии, чтобы я мог начать диалог с вами, услышать, какие ценности вам важны», - пояснил Сергей Нагорный.
О специфике автоматизации информационных систем на российских предприятиях машиностроения и отечественных информационных разработках рассказал генеральный директор компании «Топ-системы» Сергей Кураксин. По его мнению, большой проблемой отечественных предприятий, которые пытаются идти по пути автоматизации, является «разношерстность» систем. «Как это бывает: берутся различные системы, которые интегрируют между собой и получается некое подобие единого информационного пространства. Бывает, повезет, и на предприятие покупаются сопредельные системы от одного поставщика. Но и в этом случае создать реально единое пространство не получается. Соответственно, возникает множество проблем, - пояснил Сергей Кураксин. - Наша компания долго работала над данным вопросом и постепенно двигалась к идее того, что единое пространство должно строиться на платформенном принципе».
Представители Швейцарии не остались в стороне и также рассказали о собственных инновационных разработках. В частности, Rudolf Krauer представил доклад на тему «Оптимизация качества пути с помощью цифровых технологий». Как сообщил господин Krauer, компания CEO Sersa Group AG (Schweiz), которую он представляет, была основана в 40-х годах прошлого века, и с тех пор специализируется в различных областях, так или иначе связанных с железнодорожной отраслью. «Специфика нашего ландшафта - гористая местность и узкие дороги. Кроме того, мы располагаем для работы совсем небольшими временными «окнами», так как невозможно перекрыть железнодорожные пути надолго. Поэтому наша компания постоянно придумывает и внедряет новые решения. Основной темой сегодня являются цифровые данные в железнодорожной инфраструктуре, в частности, использование биг-даты». К слову, в настоящий момент компания имеет ряд совместных проектов с РЖД. Один из них – участок пути недалеко от Сочи – уже прошел тестовые испытания и готовится к запуску. В дальнейших планах - ветка «Москва-Смоленск», где поставлена задача повысить качество пути для увеличения скорости движения минимум до 160 км/ч, в перспективе и до 200 км/ч. «Правда, для этого придется оптимизировать и составы, и сигнальную систему», - отметил Rudolf Krauer.
По мнению вице-президента по деловому развитию CSEM (Швейцарский центр электроники и микромеханики) Dr. Georges Kotrotsios, в разговоре об инновационных технологиях отдельное внимание необходимо уделять и производству физических продуктов для цифровых индустрий. «Конечно, современный уровень развития цифровых технологий потрясает. И если в 80-х годах Германия и некоторые другие страны были сконцентрированы на производстве, соответственно, количество рабочих мест в исследовательской области уменьшилось, то сегодня индустриализация Европы происходит именно за счет цифровой экономики. Однако в поле зрения должны попадать не только софтовые решения, но и физические продукты для цифровых индустрий, а именно логистика, мониторинг, дизайн, контроль - взаимосвязь всех сенсоров, роботов, проводных и беспроводных устройств», - уточнил господин Kotrotsios.
Как отметил руководитель сектора промышленности Swissmem Beat F. Brunner, говоря об оптимизации производств, нужно разграничивать две категории. «С одной стороны, это оптимизация оборудования и процессов, и такие примеры были представлены сегодня, - отметил господин Brunner. – Второй подход заключается в оптимизации продуктов и услуг, а также жизненного цикла, то есть устранение неполадок, профилактика. Преимущество данного подхода состоит в том, что мы можем увеличить продуктивность и гибкость производства».
Таким образом, в ходе сессии «Цифровые производства в машиностроении. Программа Industry 4.0» были озвучены различные аспекты внедрения цифровых технологий в промышленности и обозначены наиболее актуальные направления, позволяющие найти новые точки соприкосновения между наукой, производством и коммерческими структурами.