«Общество в России должно пройти свой собственный путь»
Немецкий журналист Хуберт Зайпель в интервью «ЪFM»
В Москве на книжном фестивале «Красная площадь» состоялась презентация книги немецкого журналиста Хуберта Зайпеля «Путин: Логика власти». Автор книги с 2010 года провел десятки интервью с Владимиром Путиным и сопровождал его в поездках. С писателем Хубертом Зайпелем пообщался ведущий «Коммерсантъ FM»Петр Косенко.
— Господин Зайпель, добрый вечер. 6 июня состоялась презентация вашей книги «Путин: логика власти», прошло это в Москве на книжном фестивале «Красная площадь». Первый вопрос: о чем эта книга, как долго она создавалась, когда она вышла в Германии на немецком языке?
— Книга вышла где-то 7-8 месяцев назад к предыдущей франкфуртской книжной ярмарке. В книге речь идет о взглядах Владимира Путина и о его логике. Готовилась книга в течение трех лет, и каждые два-три месяца мы встречались с российским президентом, и я старался в ходе интервью понять, в чем его интересы, поскольку германские интересы, американские интересы, европейские интересы мне известны, мне важно было понять логику и взгляды Владимира Путина. Потому что, когда у тебя есть какие-то интересы, тебе важно понять интересы твоего визави, того, с кем ты ведешь переговоры. Понятно, что национальные интересы страны определяются историей, экономикой, актуальной ситуацией, геополитическими событиями. И мне хотелось понять, в чем интересы Владимира Путина. Собственно, об этом и идет речь в книге.
— Сейчас это модно называть спойлером. Можно ли сказать хотя бы приблизительно, в чем интересы Владимира Путина, хотя бы в какой-то из областей, по мнению господина Зайпеля?
— Возьмем, например, развитие украинского кризиса: здесь, понятно, столкнулись совершенно разные интересы и разные точки зрения. У НАТО было стремление провести расширение НАТО, ЕС так же стремился включить Украину в свою обойму — это интересы Америки и Европы. Естественно, у России интересы совершенно другие. Надо вспомнить, что Украина в течение длительного времени была составной частью бывшего Советского Союза.
Кроме того, здесь есть и чисто военные интересы, связанные с политикой безопасности. Возьмем Крым. Если Украина вступает в НАТО, например, тогда аспект безопасности становится очень важным, и база Черноморского флота для России перестает существовать. Это затрагивает непосредственно безопасность России. Возьмем экономику: объем торговли Украины с Россией был больше, чем объем торговли Украины с ЕС. В том случае, если из этой обоймы выпадает Украина, тогда это непосредственно бьет по экономическим интересам России. Здесь вы видите совершенно разные точки зрения. С одной стороны — европейскую, с другой стороны — точку зрения Владимира Путина. Естественно, здесь есть и другие моменты. Но это то, что я могу привести в качестве примера, и эта тема нас будет действительно занимать достаточно долго. Это то поле, где интересы и точки зрения столкнулись.
Давайте вспомним историю. Если мы возьмем кубинский кризис, вы помните, что сказал Джон Кеннеди: «Если Советский Союз разместит свои ракеты на Кубе, угроза третьей мировой войны будет вполне реальной, поскольку эти ракеты будут располагаться очень близко от американской территории». Естественно, этот аргумент сыграл роль и для решения Владимира Путина по Украине, поскольку в том случае, если западные ракеты будут размещены на украинской территории, они окажутся очень близко к российской территории.
— Господин Зайпель, с человеческой точки зрения, не только логика властного человека, очевидно, вас интересовала, но и портрет человека. Насколько сложно или не сложно было работать с Владимиром Путиным, и были ли какие-то темы, которые вас просили с ним не обсуждать?
— Меня Путин интересовал, прежде всего, как президент России, меня интересовали политические аргументы, которые стоят за его политическими действиями, и, конечно, Путин — человек очень открытый, очень прямой. Естественно, были темы, которые меня попросили не затрагивать, которые мы сразу вывели за скобки. Это тема семьи, тема его дочерей, тема его частной жизни. Это не то, что меня особенно интересовало. Конечно, мы немного говорили о его молодости, о его родителях, о том времени, которое он провел в ГДР, о том, что он делал в 90-е годы, в 2000-е годы. Но это не было моей основной целью.
— Еще один вопрос, кому как не господину Зайпелю знать на него ответ: как господин Зайпель оценивает уровень немецкого языка российского президента?
— Что касается немецкого языка, я могу сказать, что он по-немецки говорит достаточно хорошо, в том числе и на достаточно сложные темы, так что уровень владения немецким языком у российского президента я могу оценить как очень достойный, очень хороший.
Но я хотел бы вернуться к одному из вопросов, который вы задавали до этого: что еще есть интересного в книге, какие примеры я мог бы привести. Я сделал вывод для себя, что очень важным моментом является именно развитие России, и, что важно для президента Путина, что общество в России должно пройти свой собственный путь социального развития, и ничего не должно навязываться извне. Это касается именно их тем, которые должны быть предметом внутрироссийской дискуссии, будь то отношение к людям нетрадиционной ориентации, отношение к церкви и подобные моменты. Эта дискуссия должна вестись в России внутри страны, и здесь не должно быть каких-то позиций, которые патерналистски навязывают извне.