Челябинск выдыхается
На Южном Урале стали меньше пить
Розничная продажа алкоголя в Челябинской области с начала года упала почти по всем позициям. Самый существенный спад отмечен по продажам виски — в 3,2 раза. Почти на 35% сократились продажи вина, на 20% — водки. Эксперты рынка связывают падение спроса на алкоголь со снижением покупательских возможностей и демографическим кризисом 90-х годов. По их мнению, большая часть населения в условиях экономического кризиса переходит на крепкий суррогатный алкоголь, что негативно сказывается на рынке легальной продукции. Общественники указывают на сокращение игроков рынка по всему УрФО почти в три раза.
По данным Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА), самое существенное снижение продаж наблюдалось в сегменте крепкого алкоголя: с января по март этого года в регионе продано 8,5 тыс. дкл виски (1 дкл = 10 л), что в 3,2 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Продажи вина упали на 34,4%, до 280,9 тыс. дкл, водки — на 20,8% (360,1 тыс. дкл), игристых и шампанских вин — на 29,5% (123 тыс. дкл), пива — на 28,8% (3,3 млн дкл), коньяка и коньячных напитков — на 14,5% (54,9 тыс. дал). Всего в регионе на апрель этого года было продано 4,5 млн дкл алкоголя, в прошлом году на аналогичный период — 5,7 млн дкл.
По словам генерального директора ЦИФРРА Вадима Дробиза, в условиях экономического кризиса население переходит на потребление крепкого суррогатного алкоголя, что ведет к снижению на рынке легальной винодельческой, пивной и слабоалкогольной продукции. «Это общемировой тренд. Если население бедное, как у нас, то растет потребление нелегальной продукции. Алкоголь в Челябинской области для населения примерно в 10 раз дороже, чем для населения Западной Европы. Так, на пособие по безработице в Западной Европе или США можно купить до 200 бутылок крепкого легального алкоголя. Если все перевести на Челябинскую область и взять цену за бутылку легальной водки около 200 руб., то пособие по безработице должно быть около 40 тыс. руб., а оно ниже раз в десять. Поэтому население в кризис в России переходит на нелегальный крепкий алкоголь», — пояснил эксперт.
По его словам, сокращению пивного рынка помимо кризиса способствует демографический спад. «С 1990 по 2002 год рождаемость была ниже, чем обычно, в два раза. В 17-18 лет родившиеся в эти годы вышли на пивной рынок и начали его стремительно сокращать, раз их рождалось в два раза меньше. За восемь лет потребление и производство пива обрушилось на 20%. На мой взгляд, это исключительно демографическая ситуация», — сказал эксперт. По словам господина Дробиза, демографический кризис скажется на потреблении крепкого алкоголя к 2018 году, когда рожденным в 90-е исполнится по 27-28 лет: это тот возраст, когда мужчины переходят на крепкий алкоголь. При этом он отмечает стабилизацию потребления винной продукции, связывая это с серьезной информационной пропагандой российского вина и импортозамещения. К тому же, указывает он, в Челябинской области находится крупный производитель вина «Ариант», который занимает первое место по объему виноградников в России (7 тыс. га). В целом рынок производства легального алкоголя в регионе не растет, считает эксперт.
Директор по маркетингу агрохолдинга «Ариант» Сергей Заварухин сообщил, что компания наблюдает только рост в потреблении вина, а спада не ожидает. В центре логистики и закупок сети магазинов «Винная карта» подтвердили, что спад наблюдается практически по всем позициям в оптовом сегменте. «Общая тенденция к снижению потребления алкоголя есть. Пить стали меньше — это хорошо. Но алкоголь не исчез с прилавков, просто число операторов в целом в УрФО уменьшается: раньше было 350, а осталось немногим больше 100. Это выживание. Сходят с рынка те, кто рассчитывал быстро заработать больше деньги, не соблюдая налоговое законодательство. Остаются те, кто намерен серьезно работать. Это нормальная ситуация», — считает президент НП «Общественный комитет по регулированию рынка алкогольной и спиртосодержащей продукции» Виктор Гречишкин.