Спектакли всероссийского уровня
Завершился Фестиваль театров малых городов России
В городе Вольске Саратовской области прошел XIV Фестиваль театров малых городов России (ФТМГР), организованный Театром наций при поддержке администрации президента РФ и Министерства культуры. Жюри во главе с народной артисткой РФ Ольгой Остроумовой присудило главные призы спектаклям из Минусинска и Новокуйбышевска. Из Вольска — АНДРЕЙ ПРОНИН.
Этот фестиваль, проходящий под патронатом Театра наций и его худрука Евгения Миронова лично, в театрах российской провинции любят и ждут. ФТМГР не только дает возможность побороться за призы (главный из них — московские гастроли), но и создает среду для общения и обмена опытом. В течение недели актеры из Советска, Минусинска, Тобольска, Рыбинска, Кудымкара, Лысьвы и других небольших российских городов смотрят спектакли друг друга, участвуют в обсуждениях, посещают мастер-классы столичных педагогов. А город, принимающий фестиваль, получает свой профит: насыщенную фестивальную афишу и автографы московских звезд, неизменно приглашаемых в качестве специальных гостей. У фестиваля нет постоянной локации. Он кочует с места на место — скажем, в прошлом году проходил в подмосковной Дубне. В этот раз конкурс на его проведение выиграл Вольск в Саратовской области. Не последним аргументом за стали рекомендации влиятельных политиков, в частности уроженца здешних краев — первого заместителя главы администрации президента Вячеслава Володина. О приоритетном статусе нынешнего фестиваля можно было догадаться уже по факту приветствия его участникам, направленного лично президентом Владимиром Путиным. В таком контексте совсем не удивляло обилие обнаруживших интерес к театральному искусству местных чиновников во главе с губернатором Саратовской области Валерием Радаевым. Был представлен и театральный генералитет: компанию традиционно открывающему ФТМГР худруку Театра наций Евгению Миронову составил ни много ни мало худрук МХТ имени Чехова Олег Табаков. Формальным поводом для его приезда стал показ в первый день фестиваля (разумеется, вне конкурса) мхатовского «Контрабаса», бенефиса еще одной любимой народом звезды — Константина Хабенского. Господа Радаев, Миронов и Табаков возглавили торжественное шествие по Коммунистической улице, ведущей к местному драмтеатру. По ее обеим сторонам можно было наблюдать живые картины, посвященные истории мировой и отечественной сцены: прохаживались статные субъекты в античных тогах, помещики ухлестывали за крепостными актрисами, хлопотал человек, похожий на Чехова, что-то скандировали молодцы из «Синей блузы».
Вообще, принимающая сторона не ударила в грязь лицом, окунув приехавших в пучину гостеприимства. Пучина не обмелела и после отъезда Миронова и Табакова. Члены жюри, которое возглавляла известная актриса Ольга Остроумова, в свободное от театральных просмотров время не вылезали с экскурсий, речных прогулок и концертов местных творческих коллективов. Жюри даже отвезли посмотреть на военные учения с взрывами и танками, что, конечно, следует признать уникальным вольским ноу-хау.
Программа фестиваля оказалась и крепкой, и ровной. Среди 13 спектаклей конкурса преобладали достойные работы, однако настоящие художественные откровения, как водится, были в меньшинстве. Лауреатов в двух важнейших номинациях — лучшие спектакли большой и малой сценической формы — жюри определило единогласно и без малейших дискуссий, настолько очевидны были фавориты.
Худрука Минусинского театра драмы, режиссера Алексея Песегова по праву можно отнести к премьер-лиге отечественных театральных постановщиков. Его «Колыбельная для Софьи», созданная на основе повести Евгения Замятина «Наводнение»,— квинтэссенция своеобразного почерка режиссера. Жестокая мелодрама с изменой, ревностью и убийством тут возгоняется до эпического размаха, а сочетание точеных мизансцен на по-рембрандтовски затемненной сцене, выразительной актерской пластики и музыкального сопровождения, ритмически организующего действие, превращает спектакль в уникальный жанровый симбиоз, граничащий едва ли не с балетом. «Колыбельная» уже побывала на самых престижных театральных конкурсах России — «Золотой маске» и «Ново-Сибирском транзите», однако лучшим спектаклем фестиваля федерального значения (в номинации «Спектакль большой формы») признана впервые.
В «малой форме» конкурс выдался острее. Впрочем, «Корабль дураков» театра-студии «Грань» из Новокуйбышевска, что под Самарой, не оставил шансов даже самым ярким соперникам. Режиссер Денис Бокурадзе и шесть его актеров-единомышленников проявили немыслимый перфекционизм, создав на основе средневековых французских фарсов спектакль, просчитанный до микрожеста, интонации, мимического движения. На бешеной скорости сменяют друг друга уморительные маски и гэги, визуальный ряд напоминает о классике мировой живописи, а нешуточная эротическая энергия спектакля легко интерпретируется как протест против современного российского ханжества.
Кстати, о современности. Каламбур про «русскую народную Кафку» убедительно воплотил на сцене другой участник фестиваля — Дамир Салимзянов, поставивший в своем театре «Парафраз» из удмуртского Глазова фантазию на темы «Процесса», в которой кафкианский морок убедительно переплетен с абсурдными реалиями нашего отечественного сегодня. Спектакль стал фаворитом Ассоциации театральных критиков, получив от нее специальный диплом. Актер Владимир Ломаев, которого жюри удостоило приза за лучшую мужскую роль, играет Йозефа К. не тщедушным хлюпиком, а смелым, даже дерзким человеком, готовым бороться за свои права. Тем страшнее его финальная гибель. Приз за лучшую женскую роль увезла в Набережные Челны актриса Марина Кулясова из театра «Мастеровые», скупо и точно исполнившая роль скорбящей женщины, которая потеряла сына, в спектакле Дениса Хусниярова «Кроличья нора». Эту камерную драму из-за негабаритной декорации пришлось играть в огромном зале, и актеры с честью прошли тяжелое испытание. Что лишний раз подтвердило: театры малых городов готовы к большим свершениям.