«Германия будет проводить политику, направленную против интересов России»
Берлин больше не видит в Москве партнера
Россия стала одной из основных угроз для Германии. В новой редакции «Белой книги» — военной доктрине ФРГ — Москва больше не называется партнером Берлина. Теперь она считается его соперником. Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков заявил, что в Кремле эта информация «вызывает сожаление». По его словам, такой шаг говорит об очевидном непонимании сути позиции российской стороны. Москва выступает не за конфронтацию, а за создание атмосферы взаимовыгодного сотрудничества на европейском континенте. Председатель комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков ответил на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Петра Косенко.
— Почему, по-вашему, немецкие военные, все-таки «Белая книга» в ведении Минобороны Германии, пошли на этот шаг?
— Я считаю, что это не связано с подлинным положением дел. Никакой угрозы со стороны России для Германии не существует. И мне бы хотелось услышать, в чем, собственно, они видят конкретную угрозу. Это политический шаг, подтверждающий полное встраивание Германии во внешне политическую линию администрации Обамы. Так что для того, чтобы обосновать, почему Германия полностью поддерживает США по вопросу об отношениях с Россией, чтобы обосновать, почему Германия намерена финансировать и формировать один из четырех батальонов НАТО, который будет отправлен в Восточную Европу, сделан этот шаг.
— На ваш взгляд, что на практике означает исключение из списка партнеров Москвы, из списка партнеров Берлина, и внесение в список угроз?
— На практике это означает, что Германия будет одной из главных сил в западном альянсе, которая будет проводить политику, направленную против интересов России, в том числе и против интересов безопасности России. Это будет иметь определенные последствия, это не будут гигантские последствия, это не будет означать, что Германия начнет срочно менять свой бюджет и так далее, но она будет нести большие расходы в рамках единой стратегии НАТО, она будет отстаивать линию на сохранение санкций против России до тех пор, пока этим будут заниматься Соединенные Штаты. Это означает присоединение Германии к Лондону и Вашингтону. Вот, что это означает на самом деле. Хотя от Меркель мы этого не услышим, она, учитывая, что в двухпартийной коалиции, которая сейчас правит в Германии, есть и другие точки зрения, в частности точка зрения Штайнмайера, будет выступать более мягко, чем руководители Великобритании или Соединенных Штатов. Но даже если с ее стороны не будет личных нападок в адрес России или в адрес нашего президента, то этот сдвиг в терминах очень многое говорит о сдвиге в общей позиции Германии.
— А как Москва может, на ваш взгляд, отреагировать в нашей военной доктрине НАТО, к которой принадлежит Германия, кем считается?
— Мы не думаем, что должны предпринимать какие-то срочные действия для того, чтобы отреагировать на изменения в формулировке. Мы уже предупреждали, что если будет наращиваться военный потенциал НАТО на наших границах, мы примем контрмеры для того, чтобы купировать эти новые угрозы. Об этом заявил президент России, я думаю, что это адекватные и соразмерные меры, которые направлены на укрепление нашей безопасности и этого вполне достаточно. Германия, мне кажется, много потеряет от этого сдвига в сторону враждебности по отношению к России, потому что, когда в Берлине нас рассматривали как партнеров, и были главной страной, с которой у нас развивались торгово-экономические отношения, Германия много от этого получала. Сейчас товарооборот сократился почти на 35%, очень много недовольных в предпринимательской среде, много недовольных и среди обычных немцев, которые считают, что эти военные усилия Германии абсолютно не нужны.
По последнему опросу общественного мнения, только 31% немцев поддерживает направление германского батальона в Восточную Европу. Это показательно, на мой взгляд, здесь Меркель делает неправильный шаг. Она предпочитает ставку на следование курсу администрации США в ущерб торгово-экономическим, финансовым и политическим интересам собственной страны.