Аресты топ-менеджеров Домодедово отправлены на пересмотр
Вячеслава Некрасова и Андрея Данилова могут отпустить под залог
Мосгорсуд вчера отменил постановления Басманного райсуда о домашних арестах бывшего директора аэропорта Домодедово Вячеслава Некрасова и управляющего авиационной безопасностью Андрея Данилова, обвиняемых в нарушении требований безопасности, приведших, по версии СКР, к гибели людей в результате теракта. Теперь райсуд обязан вновь рассмотреть вопросы об избрании им мер пресечения — притом что адвокаты настаивают на освобождении подзащитных под залог в 50 млн руб. Одновременно с этим Мосгорсуд оставил в силе постановление о домашнем аресте экс-главы представительства "Эрпорт Менеджмент Компани Лимитед" Светланы Тришиной, обвиняемой в том же преступлении.
Заседание апелляционной инстанции началось с доклада материалов дела. Из него следовало, что Вячеслава Некрасова, Андрея Данилова и Светлану Тришину ГСУ СКР обвиняет в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 238 УК РФ ("Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц"). По версии следствия, они не обеспечили стопроцентный досмотр всех посетителей аэропорта, чем и воспользовался в январе 2011 года террорист-смертник. В результате его самоподрыва 37 человек погибли, а еще 172 получили ранения. Фигуранты дела, в том числе владелец аэропорта Дмитрий Каменщик (его жалоба вчера не рассматривалась), свою вину в происшедшем не признают. А их защита и Генпрокуратура отмечают, что на момент теракта такой досмотр законодательством не предусматривался.
Несмотря на это, в феврале Басманный райсуд постановил взять всех троих под стражу. Хотя через пару недель их адвокатам удалось добиться в Мосгорсуде перевода подзащитных под домашний арест. 26 апреля Басманный суд продлил эту меру пресечения на два месяца, против чего вчера выступили адвокаты и Генпрокуратура.
В своей апелляционной жалобе адвокаты требовали освободить подзащитных под залог в размере 50 млн руб., что активно поддержала Генпрокуратура, направившая в суд свое представление. В нем надзорное ведомство указало, что не видит связи между действиями обвиняемых и гибелью людей, поэтому настаивает на прекращении их уголовного преследования.
Выступая в суде, адвокаты Вячеслава Некрасова, Андрея Данилова и Светланы Тришиной (ее дело рассматривалось последним) напоминали, что в оправдание домашнего ареста представитель СКР ссылался лишь на тяжесть обвинения. Хотя, согласно заключению прокуратуры, она неочевидна. Само же нахождение подзащитных под домашним арестом необоснованно, поскольку не отвечает требованиям гуманности. "Нашим клиентам не только запрещено посещение врачей, но и ежедневные прогулки, что не возбраняется даже заключенным в СИЗО,— заявил адвокат обвиняемого Некрасова Денис Додонов.— Хотя возвращаться в следственный изолятор мы не стремимся".
Убеждая суд в необходимости освобождения подзащитных под залог, адвокаты также ссылались на семейное положение клиентов. В частности, напоминали, что Светлана Тришина воспитывает двух малолетних детей, которых не может отвести в детский сад и поликлинику.
Коллег поддержали адвокаты потерпевших Игорь Трунов и Людмила Айвар. "В минувшую пятницу мы получили подтверждение регистрации благотворительного фонда, на счета которого руководство Домодедово обещает в самое ближайшее время начать перечислять деньги потерпевшим от теракта,— заявил в суде господин Трунов.— Исходя из этого, мы поддерживаем требование об их освобождении под залог".
PR-директор аэропорта Домодедово Анатолий Ходоровский подтвердил "Ъ", что выплаты начнутся сразу после завершения всех необходимых юридических процедур: "Они будут производиться не только лицам, интересы которых представляет господин Трунов, но и тем из потерпевших, кто обратился к нам самостоятельно". "При этом мы никогда не связывали ход судебного разбирательства с деятельностью благотворительного фонда, учреждение которого наш жест доброй воли по отношению к людям, нуждающимся в помощи",— добавил господин Ходоровский.
Присутствовавший в зале следователь СКР был категорически против освобождений. Но внятных доводов в обоснование своей позиции так и не привел. Тем неожиданнее оказался итог слушаний.
Судья, рассматривавшая жалобы обвиняемых Данилова и Некрасова, отменила постановления об их арестах, обязав Басманный суд заново избрать им меры пресечения. Дожидаться решения суда они будут под домашними арестами. В свою очередь, судья, рассматривавшая жалобу и представление прокуратуры в интересах Светланы Тришиной, отклонила оба обращения.