Воронежский авиазавод пролетает с планами
В 2015 году он недопоставил четыре самолета и утроил убыток
ПАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» (ВАСО) опубликовало отчет за 2015 год. По вине поставщиков и заказчиков компания не успела передать два из шести Ан-148, а также Ил-96-400VVIP и Ил-96-300ПУ. Чистый убыток ВАСО за прошлый год составил 3,62 млрд руб. при 1 млрд руб. в 2014-м и плане в 1,6 млрд руб. — за счет падения продаж самолетов и поставок агрегатов, а также роста прочих расходов — в частности, выплат по кредитам.
В 2015 году ВАСО пришлось урезать производственную программу по целому ряду направлений. План был выполнен полностью только в части поставки одного Ил-96-400ВПУ для ФСБ. В то же время авиазавод не передал заказчикам один Ил-96-400VVIP, один Ил-96-300ПУ и два из шести планируемых Ан-148. Также ВАСО не выполнило работы по салону для еще одного Ил-96-300, не поставило пять из шести комплектов агрегатов для Ил-76МД-90А (пилоны, рельсы закрылков и мотогондолы, заказчик — «Авиастар-СП»), пять из 22 — для SSJ 100 (АО «Гражданские самолеты Сухого», ГСС), три из пяти комплектов для Ан-148/Ан-158 (украинское ГП «Антонов») и два из трех комплектов для МС-21 (корпорация «Иркут»).
В результате выручка предприятия в 2015 году составила 10,33 млрд руб. при 11,24 млрд руб. годом ранее и плане в 15 млрд руб. (прогноз начала 2015-го). Большую часть выручки по-прежнему составляет доход от производства четырех Ан-148 (4,49 млрд руб.) и Ил-96-300 (3,19 млрд руб.). Но если по Ил-96 из-за поэтапной оплаты работ недополученная выручка составила всего 223,94 млн руб., то по Ан-148 — более 2 млрд руб. Вину за срыв сроков в ВАСО возлагают на украинских поставщиков. «Со стороны поставщика — днепропетровского ПО “Южный машиностроительный завод” — не были поставлены два комплекта шасси. Было налажено параллельное производство шасси в нижегородском ОАО “Гидромаш”, с Минобороны РФ договорились о переносе сроков сдачи указанных машин на 2016 год», — пояснили „Ъ“ в пресс-службе авиазавода.
Отсутствие шасси подвело ВАСО и по другим заказам: задержка в поставке этого узла от самарского АО «Авиаагрегат» привела к увеличению сроков сборки Ил-96-300ПУ, сказали „Ъ“ в компании. А задержка по Ил-96-400VVIP была вызвана «изменением требований компоновки интерьера со стороны Минобороны»: «Сейчас самолет находится на завершающей стадии испытательных полетов, сдача планируется в июне».
Сокращение поставок компонентов в ВАСО объясняют инициативой заказчиков. Так, к уменьшению производства агрегатов привели «трудности украинских коллег с заключением контрактов на поставку самолетов Ан-148/Ан-158». ГСС попросили сдвинуть сроки поставки деталей SSJ 100, а «Авиастар-СП» — сократить поставки из-за снижения объемов производства Ил-76МД-90А.
В то же время завод осваивал производство деталей МС-21. В 2016 году ожидается завершение монтажа необходимого оборудования, но НИОКР по этой теме уже принесли заводу 574,4 млн руб. выручки (рост на 370% к 2014 году). Еще 400 млн руб. ВАСО получило от техобслуживания и переоборудования самолетов. Также началась подготовка к производству Ил-112В. Всего в модернизацию предприятия в 2015 году было вложено более 317 млн руб.
На финансовые результаты компании повлияло не только снижение выручки от продаж, но и резкий рост прочих расходов — с 1,23 до 3,46 млрд руб. Большую их часть составляют выплаты по кредитам, которые увеличились в числе прочего из-за повышения ставок по действующим линиям Сбербанком и Новикомбанком. Из-за этого предприятие в минувшем году решило отказаться от новых кредитов. Но кредиторская задолженность снизилась с 5,71 до 5,08 млрд руб., а на возмещение части процентной ставки предприятие получило 151,16 млн руб. субсидий от Минобороны. Рентабельность продаж ВАСО в 2015 году снизилась с –1,62% до –10,21%, а рост убытка от продаж (1,05 млрд руб.) составил 480% к 2014 году. Чистый убыток в результате составил 3,62 млрд руб. — в 3,6 раза больше, чем годом ранее.
Наибольшие риски ждут ВАСО по проекту Ан-148, отмечают эксперты. Так, глава Infomost Борис Рыбак полагает, что кооперация ВАСО с ГП «Антонов» находится под угрозой окончательного срыва: «У проекта Ан-148 уже мало перспектив — самолет был рассчитан только на российский рынок, но геополитическая ситуация изменилась, и не стоит ожидать новых заказов. На международном рынке интереса к Ан-148 нет». А источник „Ъ“ на авиационном рынке оценил убыток авиазавода как «нормальный» для предприятия без большого серийного заказа, пояснив, что обслуживание даже простаивающего подобного завода в год обходится примерно в 1,2 млрд руб.
Чего ждет ВАСО от 2016 года
После невыполнения масштабных планов на 2015 год в ВАСО дают осторожные прогнозы на 2016-й. Теперь вместо роста в полтора раза на предприятии ожидают сохранения выручки в 10,3 млрд руб., 5,27 млрд руб. из которых отводятся на Ан-148 (предполагается передать заказчикам пять машин). Доходы от поставок изделий из композитов для SSJ 100 (23 комплекта, 1,37 млрд руб.) должны впервые сравняться с выручкой от выпуска Ил-96 (планируется поставка одного Ил-96-400), на агрегаты Ан-148 отводится 400 млн руб. Чистый убыток прогнозируется на уровне 1,95 млрд руб. Но одним из ключевых событий 2016 года, которое может повлиять на показатели, в ВАСО называют ожидаемое подписание контракта с Минобороны на сборку Ил-112В.