Европейская комиссия России не указ
Власти не стали сужать понятие экстремизма
Как стало известно "Ъ", Европейская комиссия против расизма и нетерпимости (ЕКРИ) Совета Европы в своем заключении пришла к выводу, что Россия не выполнила рекомендации, которые комиссия вынесла в докладе в 2013 году. Комиссия, в частности, предлагала РФ пересмотреть определение экстремизма в законе "О противодействии экстремистской деятельности", чтобы оно распространялось только "на серьезные случаи, связанные с ненавистью и насилием". В Госдуме не видят причин менять закон.
ЕКРИ считает, что Россия не исполнила приоритетные рекомендации, вынесенные в четвертом докладе комиссии по РФ в 2013 году. Так, комиссия настойчиво рекомендовала властям пересмотреть определение экстремизма в законе "О противодействии экстремистской деятельности". В частности, изменить закон так, чтобы понятие "экстремизм" распространялось лишь "на серьезные случаи, связанные с ненавистью и насилием", и четко изложить критерии для объявления какого-либо материала экстремистским. Сейчас под понятие экстремизма подпадает "насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ", публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни и пропаганда исключительности по какому-либо из этих признаков. Под экстремизм подпадает и публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего госдолжность.
ЕКРИ отметила, что после публикации ее доклада в закон несколько раз вносились поправки, которые в основном подводили под экстремизм новые правонарушения и ужесточали наказания. Кроме того, комиссия обратила внимание, что в РФ уже более 3 тыс. материалов находятся в списке экстремистских.
"Определение экстремизма, данное в российском законодательстве, я считаю наиболее объективным. Связывать экстремизм только с насилием я считаю неправильным",— заявил "Ъ" зампред думского комитета по безопасности и противодействию коррупции единоросс Эрнест Валеев. По его убеждению, в рекомендациях ЕКРИ "больше политики". В свою очередь, первый зампред думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн считает предложенную ЕКРИ формулировку понятия "экстремизм" "еще более расплывчатой", чем та, которая закреплена в законе.
Руководитель информационно-аналитического центра "Сова" Александр Верховский отметил, что рекомендации, которые в 2013 году давала ЕКРИ, были "самым умеренным, что можно было сделать". "Сейчас мы видим рост количества осужденных за экстремистские высказывания, таких людей у нас раз в сто больше, чем в западноевропейских странах",— сказал господин Верховский. По его словам, в области противодействия экстремизму правоприменение носит "расширительный характер", а общественная опасность деяния при вынесении приговоров не учитывается. "Не говоря уже о том, что под "экстремистские" статьи подпадают невиновные люди",— добавил Александр Верховский.
ЕКРИ в своем докладе также рекомендовала властям РФ найти пути выявления российских граждан, неграждан и лиц без гражданства, которые сталкиваются с препятствиями в регистрации места жительства, и облегчить эту процедуру. Заодно комиссия советовала РФ восстановить программу, посвященную толерантности в обществе. В своем заключении комиссия отметила, что ни ту, ни другую рекомендацию российские власти не выполнили.