«Систему надо совершенствовать»
Служба безопасности московского метрополитена не прошла проверку на бдительность
Сотрудники спецслужб беспрепятственно пронесли в московское метро 50 поясов смертников. Как сообщает Life со ссылкой на источник в правоохранительных органах, проверка службы безопасности метро проводилась в течение восьми месяцев. Представители спецслужб в штатском проносили через рамки металлодетекторов сумки с муляжами «поясов шахида». Всего таких проверок было 54. Только в четырех случаях сотрудники службы безопасности метро заметили подозрительного пассажира и обыскали его багаж. По итогам проверок главу службы безопасности столичного метрополитена Владимира Муратова сняли с должности и перевели на пост советника. Полковник запаса ФСБ, экс-руководитель подразделения КГБ по борьбе с терроризмом Владимир Луценко обсудил тему с ведущим «Коммерсантъ FM» Петром Косенко.
— На ваш взгляд, насколько правдоподобной может выглядеть информация о такой проверке и насколько такие проверки практикуются спецслужбами и у нас, и на Западе?
— В отношении информации о проверке, конечно, хотелось бы услышать официальную версию, поскольку это источник какой-то там сообщает. Не в правилах правоохранительных органов сливать информацию о служебных проверках, тем самым воодушевляя потенциальных террористов. Правоохранительным органам несвойственно такие вещи выплескивать до официального объявления результатов. А с другой стороны, конечно, такие проверки практикуются, это обыкновенный вариант во всем мире, в том числе у нас.
Сейчас действующая система в метрополитене — это очень эффективная и очень серьезная вещь. Многие страны мира и столицы пытались что-то подобное сделать, но у них не получилось. А у нас в Москве все-таки, может быть, с недостатками, может быть, не так эффективно, но функционирует и приносит результат, это, поверьте, даже неоспоримо.
— А результаты в чем заключаются, на ваш взгляд?
— Это очень сильно затруднит любую попытку террористов осуществить свои кровавые акции, очень сильно затруднит.
— Мы можем вспомнить, последний, будем надеяться, теракт в столичной подземке шесть лет назад, в 2010 году, если я ничего не путаю. Если предположить, Владимир Васильевич, что все-таки то, о чем мы с вами беседуем, действительно имело место, и та информация, которой располагают журналисты, действительно достоверна, о чем свидетельствуют такие показатели, что было более чем 50 проверок и из них лишь четыре случая, когда эти устройства были обнаружены?
— Еще раз говорю, что эта информация требует подтверждения. А с другой стороны, понимаете, ведь система там — это не система в аэропорту, где сплошная проверка. Это выборочная проверка, и сложно в метрополитене вообще организовать такую вещь. Я говорю, что это немногим столицам удалось сделать. И кадры трудно подобрать, и вещи очень затратные, в общем, тут надо совершенствовать эту систему, безусловно, но она уже сейчас достаточно эффективно работает.
— Я понимаю, что, наверное, о многих вещах не принято рассуждать, тем не менее, абсолютно точно понятно, что рамки на входе, которые, кстати, не так давно появились, — лишь видимая часть того самого айсберга. А какие еще методы контроля и наблюдения за пассажирами в метро используют правоохранительные органы и спецслужбы?
— В настоящее время есть очень серьезная и очень продуманная система видеонаблюдения. Совершенствуется система контроля с точки зрения наблюдения за поведением пассажиров. Сейчас разрабатывается целая серия других новых систем по выявлению в потоке персон, которые находятся в розыске. Много разных новых вещей, но кроме того, система в метрополитене — только небольшая часть общей огромной системы борьбы с терроризмом, куда входят еще десятки и десятки разных аспектов.
— Какие, по-вашему, еще возможно предпринять меры безопасности, какие еще технологии можно использовать для усиления безопасности, в частности на транспорте, в таком крупном городе как Москва?
— Конечно, лучше террористов обнаружить и уничтожить на дальних подступах, но если уж они к объекту подошли, тут нет предела совершенству. Все же опять упирается в разумную достаточность, потому что все это связано с большими финансовыми затратами. Все это должно быть в пределах разумного. Можно же нагородить такого, все средства на это угрохать. Я активно говорил о Великой Китайской стене, которую строили-строили, а потом все равно враги ее просто обходили. Поэтому тут надо разумно к этому всему подходить.