«Госзаказчики пытаются застраховаться, возможно, излишне»
Осужденные за экономические преступления могут потерять возможность участвовать в тендерах
Правительство предлагает ограничить круг участников госзакупок. В частности, те, кто имел судимость за экономические преступления, не смогут подавать заявки на конкурс. Кабмин уже внес законопроект в Госдуму. Согласно документу, исполнителями госконтрактов не смогут быть лица, которые отбывали наказание за незаконное участие в предпринимательской деятельности и за взяточничество. Также ограничения коснутся тех, кто был лишен права занимать определенные должности. Президент Ассоциации директоров по закупкам Андрей Черногоров ответил на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Юрия Абросимова.
— Как вы относитесь к такому ограничению?
— На самом деле, это не большая инновация, в том плане, что это ограничение и раньше присутствовало в конкурсных документациях отдельных заказчиков, просто теперь это перенесли на уровень федерального закона. В этом плане будет более жесткое соблюдение, хотя в принципе такие ограничения существовали и до этого.
— Насколько справедливо, что, по сути, можно вести речь о каком-то волчьем билете: человек уже отбыл наказание, не допускается конкурсом на госзакупки, но он уже, по сути, искупил вину.
— Соглашусь с вами с точки зрения справедливости. Дело в том, что в госконтрактах сейчас очень высокая доля нарушений при исполнении, и, скажем так, система закупок действительно очень прозрачна на этапе выбора подрядчика, и практически любая организация или любое физическое лицо может подать заявку, и дальше у госзаказчиков начинаются большие проблемы с тем, чтобы этот договор расторгнуть или изменить. Госзаказчики пытаются сейчас каким-то образом застраховаться, возможно, излишне в каких-то местах. В этом плане, с точки зрения каких-то гуманистических идеалов, да.
— Насколько это коррупциогенная сфера, насколько часто случаются мошенничества с госзакупками?
— Действительно сфера очень коррупциогенная. И коррупция в данном случае сместилась с этапа выбора подрядчика на этап исполнения контракта. То есть перевод процедур в электронную форму и масштабное распространение интернет-площадок сделал саму процедуру максимально прозрачной, на этом этапе никакие злоупотребления практически не происходят. Зато, наоборот, на этапе, когда по заключенному на тендерной основе договору необходимо обеспечить приемку работ в том объеме, в котором был проведен тендер, происходит очень большое количество злоупотреблений, и как с этим бороться, пока еще только думают. И, собственно, в том пакете, который внесло правительство в Госдуму, кстати, довольно много других интересных вещей. В частности, например, там впервые появились электронные конкурсы, до этого конкурсы проходили все еще на бумаге. И в этом пакете, в частности, есть такие вещи, поэтому надеемся, что система, будет завинчивать гайки и на этапе исполнения, где сейчас большие потери. Оценки этих потерь порядка 20% от суммы контрактов.
— А от контента зависит, большая или меньшая коррупция, то есть от того, что именно закупают, или вся система подвержена изъяну? То есть если есть госзакупки в принципе, значит, на 100% чисто там все не будет?
— Нет, конечно же, зависит. Сейчас стандартизированная продукция закупается на аукционах по жестким перечням с довольно хорошо проработанными требованиями, и здесь значительно, на порядок меньше злоупотреблений. Очень много злоупотреблений в заказных закупках, которые предполагают либо создание информационных систем, либо выполнение работ под техническое задание, то есть там, где невозможно однозначно определить объем работ и невозможно однозначно определить критерий качества этих работ. И вот здесь, конечно же, злоупотребление максимальное. Там, где больше субъективизма, злоупотребления достаточно частые.
— Складывается впечатление, что изменения, о которых мы сейчас говорим, это, по большей части, косметика, и кардинально, радикально ничего не поменяется.
— Ровно так. То есть эти изменения носят технический характер, и, в общем-то, они отодвигают решение проблемы от самой сути. А сама суть заключается в том, что сейчас нужно обеспечить сквозной контроль от этапа планирования до этапа закрытия договора — то, что сейчас не реализовано в полной мере. В принципе, меры понятны, просто в последнее время немножко потерялся темп развития системы закупок. Если до этого закон развивался очень быстро, — мы фактически за три года прошли тот путь, который коллеги из других государств проходили десятилетия, — то сейчас, в последние полтора года, фактически ничего нового в закон не добавляется, никаких новаций, с точки зрения реального увеличения прозрачности, не происходило.