«Чибисы» улетают
Крупнейший кемеровский ритейлер отдает продуктовые сети за долги Бинбанку
Розничная сеть кемеровской группы компаний «Регионмарт» семьи Колесник может перейти под контроль Бинбанка за долги. В составе сети 160 магазинов различных форматов в четырех регионах Сибири. Параметры готовящейся сделки в «Регионмарте» не раскрывают, при этом не отрицают, что она возможна. После этого крупных региональных сетей в местной рознице уже не останется, отмечают аналитики.
Первый магазин под маркой «Чибис» начал работу в Кемерове в 1992 году. Несколько лет назад в составе торговой сети группы, принадлежащей семье Колесник (Александра Колесник и ее сыновья Сергей и Яков), работало 180 магазинов в шести регионах Сибирского федерального округа от Иркутска до Новосибирска. На 1 августа 2015 года в сети, по данным ее сайта, работало 160 магазинов в Кемеровской и Томской областях, Красноярском крае и в Хакасии. Активы группы сосредоточены в ООО «Система Чибис» (выручка в 2014 году — 8,8 млрд руб., убытки — 722 млн руб., кредиторская задолженность — 4,2 млрд) и ЗАО «Регионмарт» (2,8 млрд руб. выручки, 500 млн руб. убытков и 4,5 млрд руб. задолженности).
О том, что за накопленную задолженность входящие в группу компаний «Регионмарт» розничная сеть магазинов «Чибис» (формат «у дома»), «Спутник» (супермаркеты) и «Поляна» (гипермаркеты) переходят под контроль главного кредитора компании Бинбанка, рассказали „Ъ“ четыре источника на потребительском рынке Кузбасса. Частично об этом свидетельствует и тот факт, что должность директора ООО «Система Чибис» покинул Сергей Колесник, один из совладельцев компании. Его место в конце апреля занял Николай Степанов, ранее также работавший в ней финансистом. Господин Колесник подтвердил „Ъ“, что сделка по передаче активов банку готовится, но от подробных комментариев отказался. В Бинбанке также не стали комментировать эту сделку.
Один из сотрудников группы компаний сообщил, что подготовка сделки, как ожидается, займет еще некоторое время, возможно, до конца лета. При этом банку отойдет именно группа «Регионмарт», розничный бизнес семьи Колесник. В то же время другая их компания — девелоперское ООО «Кузбасс капитал инвест» (ККИ) — остается у собственников. ККИ работает с 2005 года в 35 населенных пунктах, под его управлением находится недвижимость общей площадью 280 тыс. кв. м.
В начале 2006 года ООО «Система Чибис» запустило проект по строительству сети гипермаркетов под маркой «Поляна», которые были включены в отдельную компанию ЗАО «Регионмарт» с участием партнера — Урса банка (сейчас — Бинбанк.— „Ъ“). В декабре 2007 года Сергей Колесник заявил, что стратегией развития обеих компаний предусмотрена подготовка к выходу на публичный рынок. В конце 2008–2009 годов предполагалось размещение облигационного займа, затем в течение трех лет, «но не ранее 2011 года», выход на IPO. Однако эти планы так и не были реализованы, как пояснял тогда Сергей Колесник, для первичного размещения акций группе не хватило размера бизнеса.
В конце 2010 года стало известно, что группа «Регионмарт» намерена продать блокирующий пакет, поскольку такая сделка, рассказывал Сергей Колесник, «соответствует стратегии развития сети». О том, кто интересуется данным приобретением и сколько может стоить блокпакет, он не сообщил. Но и эта продажа также не состоялась.
С уходом группы «Регионмарт» в Кузбассе не останется крупных сетей из числа местных компаний: в 2010 году обанкротилась и закрылась кемеровская сеть «Элис» (27 ее магазинов достались группе «Регионмарт»), в 2014–2015 годах — новокузнецкие сети «Солнышко» и «Ваш Гастрономыч», кемеровская «Акватория». Примечательно, что на место ушедших так и не пришли федеральные сети — из них в регионе работают только санкт-петербургская «Лента», развивающая гипермаркеты преимущественно в собственных зданиях, и краснодарский «Магнит», магазины которого расположились во взятых в аренду или построенных помещениях.
Аналитик АО «Финам» Тимур Нигматуллин предположил, что розничная сеть группы «Регионмарт» может быть интересна в первую очередь крупной федеральной компании, однако у них разные стратегии территориальной экспансии: «Магнит» покупает или берет в аренду недвижимость, а X5 приобретает и готовые компании. Поскольку законом «О торговле» установлены ограничения по доле крупной компании на региональном розничном рынке, федеральные ритейлеры «наперегонки устремились в регионы» — занять место. По оценке аналитика, чтобы открыть магазина формата «у дома», нужно вложить 20–30 тыс. руб. в 1 кв. м площади (аренда недвижимости) и от 40 до 70 тыс. руб. при покупке недвижимости. «Вряд ли банк (Бинбанк.— „Ъ“) будет продавать торговые объекты со скидкой, цены везде рыночные, но, приобретая бизнес уже работающего ритейлера, федеральная компания существенно сэкономит на времени экспансии в новый для себя регион»,— отметил Тимур Нигматуллин.
Выручка группы «Регионмарт» в 2015 году снизилась более чем на 10% — до 13 млрд руб., говорит гендиректор Infoline Михаил Бурмистров. Стоимость операционного бизнеса сети по состоянию на июнь 2016 года не превышает 2,5 млрд руб., что почти в два раза ниже, чем чистый долг сети, утверждает он. Аналитик замечает, что фактически стоимость операционного бизнеса региональных сетей быстро снижается, так как федеральные сети не заинтересованы в подобных активах.
По данным Кемеровостата, розничный товарооборот в Кузбассе упал после двухзначных темпов роста в период с 2000–2008 годах: в 2009 — на 23%, затем около пяти лет медленно восстанавливался с темпами роста 1–4%, в 2014 вновь стал снижаться — на 10%, в 2015 — на 13%.