«Задержка выплат может существенно сказаться на стоимости»
Керченский мост остался без денег
Строительство моста через Керченский пролив прекратили финансировать. Главный подрядчик проекта, компания Аркадия Ротенберга «Стройгазмонтаж» не получала деньги на строительство с декабря прошлого года. Об этом сообщает Forbes. В этом году фирме должны были выделить из бюджета свыше 65 млрд руб., однако выплаты не проводятся из-за затянувшейся бюрократической процедуры. На это руководство компании уже пожаловалось в Минтранс и «Автодор». Собеседники Forbes подтверждают, что аванс уже полностью израсходован, а на стройплощадке не хватает оборудования. Доцент кафедры мостов и транспортных тоннелей МАДИ Сергей Зеге ответил на вопросы ведущей «Коммерсантъ FM» Оксаны Барыкиной.
— Руководство «Стройгазмонтажа» предупреждает, что темпы строительства отстанут от плана, от графика. Насколько может затормозить закупку оборудования и вообще в целом строительство эта задержка с выплатами, как вы думаете?
— Такая задержка может существенно сказаться. Сейчас летний период, пока световой день длинный, и достаточно спокойная ситуация на море. Все-таки это морское строительство, строить существенно производительнее, чем зимой. У нас, к сожалению, основные бюджетные платежи всегда привязаны к концу года. В это время осваивать их значительно сложнее. Понятно, что подрядчику требуется сегодня эффективно вкладывать средства в этот проект.
— А сейчас строительство на каком этапе, что еще нужно сделать, чего не хватает?
— Сейчас строительство еще на начальном этапе, в самом разгаре. Сегодня активно идут работы по устройству фундаментов, это наиболее сложная и наиболее ответственная и непредсказуемая часть работ.
Поэтому нужно иметь оснастку, иметь оборудование, материалы для того, чтобы эти работы завершить до зимнего периода, когда они значительно осложнятся. Многие работы производятся на плаву.
— Заявленная стоимость строительства свыше 228 млрд руб. может вырасти в связи с тем, что сейчас уже задержки происходят?
— Есть у строителей несколько юмористическое выражение «закон Хеопса» — ничто не строится в срок и в пределах сметы. Если финансирование в том числе идет не по оптимальному графику, это может вызывать увеличение стоимости выполнения работ. Зимнее удорожание в условиях Керченского пролива будет существенным.
— А непосредственно по поводу оборудования, действительно это большая проблема? Источник Forbes пишет, что непросто купить нужное оборудование.
— Используется уникальное оборудование, насколько я знаю, в значительной части импортное, дорогое. Я не готов комментировать здесь стоимостные показатели и то, как все это финансируется, но то, что стоимость оборудования при таком строительстве составляет очень большую часть в затратах, безусловно.