В Краснодаре обсудили
долговой кризис в ЖКХ
Компании-поставщики энергоресурсов в Краснодарском крае настаивают на ужесточении ответственности должников и сбалансированном тарифном регулировании сферы ЖКХ
2 июня «Коммерсантъ-Юг России» провел в Краснодаре круглый стол на тему «Неплатежи: как переломить ситуацию в ЖКХ в Краснодарском крае?» Ключевой темой мероприятия стали новые возможности снижения просроченной задолженности за электроэнергию, которые предоставляет участникам рынка федеральный закон №307-ФЗ, вступивший в силу 1 января 2016 года. Оценивать исполнение принятого закона преждевременно, так как большинство предусмотренных им механизмов пока не действует из-за отсутствия необходимых подзаконных актов. По мнению участников рынка, рост просроченной задолженности на Кубани во многом обусловлен несбалансированным тарифным регулированием сферы ЖКХ и снижением платежеспособности населения из-за кризиса.
Задолженность продолжает расти
Открывая мероприятия, модератор дискуссии — руководитель специальных проектов юридической фирмы VEGAS LEX Максим Григорьев отметил, что дебиторская задолженность в энергетике формируется на протяжении десятилетий. «Проблема стоит достаточно остро, и государство пытается ее решить, в частности за счет принятия 307-го закона,— заявил господин Григорьев.— Вопрос неплатежей носит системный характер, поскольку в процессе энергоснабжения участвует множество субъектов: потребители, управляющие компании, сетевые и ресурсоснабжающие организации. Возникновение проблем у любого из них порождает цепную реакцию».
Проблемы с ростом неплатежей за поставку ресурсов в российских регионах имеют комплексный характер, их решение невозможно без внесения изменений в федеральное законодательство, ужесточения ответственности должников и упрощения процедур взыскания просроченной задолженности, объемы которой в целом по России превысили 800 млрд руб. В Краснодарском крае задолженность за поставленные ресурсы с начала года выросла до 13 млрд руб. Самый большой долг за потребленный газ — 4,5 млрд руб., еще по 3,6 млрд руб. — долг за поставки электричества и тепла и 1,3 млрд руб. — за воду и водоотведение. Такие цифры привел заместитель министра топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края Вадим Якушев.
«На Кубани действует система мониторинга суммы задолженности,— отмечает замминистра.— С начала года задолженность за электроэнергию возросла на 180 млн руб., за воду — на 224 млн руб., за тепло — на 530 млн руб. Снизилась на 845 млн руб. задолженность за газ, но уровень „просрочки“ все равно повысился. Основная часть задолженности за энергоресурсы приходится на население и предприятия сферы ЖКХ,— отметил замминистра.— Оценивать эффективность ФЗ №307, призванного повысить платежную дисциплину потребителей, пока рано».
«Закон еще не заработал, поскольку не принят ряд подзаконных актов, которые позволят использовать его на практике,— соглашается Максим Григорьев.— Можно говорить только о том, что сформировалась некоторая судебная практика: в делах о взыскании предусмотренной новым законом повышенной пени суды обычно становятся на сторону поставщика энергоресурсов».
Спекуляции на неотключаемых объектах — это действительно проблема
Участники круглого стола отметили ряд трудностей с практической реализацией ФЗ-307 об укреплении платежной дисциплины потребителей энергоресурсов. Первый заместитель генерального директора ПАО «Кубаньэнерго» Эдгар Армаганян отметил рост задолженности организаций, входящих в перечень социально значимых, в отношении которых меры ограничения поставок применяться не могут, а предусмотренная законом дисквалификация руководителя задолжавшего предприятия на текущий момент ни разу применена не была. «За четыре месяца этого года в адрес нашей компании поступило около 5,5 тыс. заявок от сбытовых организаций на введение режима ограничения в отношении тех или иных потребителей. 256 из них касались объектов систем водоснабжения в разных населенных пунктах Краснодарского края. Отдельно отмечу „Югводоканал“, который систематически недоплачивает за электроэнергию с прошлого года. Мы выиграли все суды, но в целом ситуация не изменилась, даже несмотря на вмешательство органов власти. А отключать таких потребителей мы не имеем права».
К сожалению, добавил эксперт, попытки манипулировать за счет своей социальной значимости в данном случае не редкость. «Введение режима ограничения энергоснабжения подразумевает, что потребитель должен сам снизить свое потребление,— пояснил господин Армаганян.— Но в 99% случаев он этого не делает и не несет за это никакой ответственности. Поэтому, если законодательство установит более жесткий порядок контроля за действиями такого рода и определит, какой конкретно государственный орган должен этим заниматься, результат может быть положительным. Нынешний порядок не дает нам никаких механизмов воздействия на должников».
Эдгар Армаганян выразил надежду, что действенной мерой повышения платежной дисциплины потребителей энергоресурсов может стать предусмотренная законом №307-ФЗ дисквалификация руководителей компаний, имеющих задолженность за потребленные энергоресурсы, на два или три года. Вместе с тем «Кубаньэнерго» рассчитывает на инновационные технологии, в частности активного внедрение автоматизированной системы учета электроэнергии путем установки современных выносных пунктов учета потребителям компании. «Конечно, сейчас в связи с непростой экономической ситуацией инвестиционные программы сетевых компаний секвестрированы,— посетовал господин Армаганян.— Но мы рассматриваем возможность реализации подобных проектов в рамках энергосервисных контрактов. Это уже позволило нам привлечь частных инвесторов».
Причина — в тарифах
Заместитель генерального директора ПАО ГК «ТНС энерго» — управляющий директор ОАО «Кубаньэнергосбыт» Виталий Рожков оценил общую задолженность потребителей перед компанией за электроэнергию в сумму около 5,2 млрд руб. При этом 1,6 млрд руб. приходится на предприятия сферы ЖКХ. «Задолженность по водоканалам — около 840 млн руб.,— заявил господин Рожков.— Мы со своей стороны принимаем все возможные меры для ее погашения, хотя бы частичного, в том числе путем заключения договоров цессии и принятия в качестве оплаты дебиторской задолженности предприятий. По Новороссийскому и Крымскому водоканалам мы использовали эту схему и сейчас пытаемся в судебном порядке взыскать долги с их должников. Это проблемная точка, поскольку с данными предприятиями ничего нельзя сделать — ограничению они не подлежат».
Господин Рожков признает, что 307-й закон дает поставщикам энергоресурсов определенные рычаги для воздействия на неплательщиков и возможности для компенсации своих убытков. В то же время, наличие «неотключаемых» потребителей делает эти механизмы значительно менее эффективными. «Мы уже начали начислять пеню, но многие предприятия просто отказываются платить,— объясняет представитель «Кубаньэнергосбыта».—Для нас, как гарантирующего поставщика, является спорным вопросом, стоит ли обращаться в суд, получать его решение о взыскании и ставить себе на баланс новые внереализационные доходы, с которых придется платить налоги, учитывая, что «неотключаемый» потребитель это решение исполнять не станет, и на самом деле данных доходов не будет. По такого рода потребителям мы пока не приняли окончательного решения. Но по тем, до кого мы можем «дотянуться», пени будут выставлены и взысканы».
Виталий Рожков отметил также наличие ряда экономических факторов, обусловливающих возникновение проблемы неплатежей. «Гарантирующий поставщик оплачивает высокую пеню с первого дня просрочки, в то время как потребители платят нам пеню по дифференцированной ставке в зависимости от длительности просрочки,— привел пример господин Рожков.— В силу этого пеня входящая всегда будет меньше пени исходящей, и мы можем получать убытки, не подлежащие компенсации. Поэтому мы считаем, что государство должно на законодательном уровне выровнять размер входящей и исходящей пени. Кроме того, если рассмотреть водоканалы, то они сейчас являются глубоко убыточными. Их тарифы таковы, что 75% своей выручки они обязаны отдавать нам в качестве платы за электроэнергию. Разумеется, делать этого не могут и не будут. Поэтому государству стоит принять решение: готово ли оно поддержать сбалансированные тарифы, чтобы разорвать цепочку неплатежей. Мероприятия, прописанные в 307-м законе, полностью исключить причины возникновения задолженностей не способны».
Со стороны управляющих компаний прозвучали упреки в адрес управления Федеральной службы судебных приставов (ФСПП) по Краснодарскому краю. Генеральный директор ООО «ГУК-Краснодар» Людмила Головченко сообщила, что с 2014 года приставам было передано дел на 131 млн руб., из них взыскано только 7 млн руб. Как отметила начальник отдела по взаимодействию со средствами массовой информации управления ФСПП по Краснодарскому краю Елена Лысечко, количество производств по неплатежам выросло с 30 тыс. в 2013 году до 33 тыс. только за пять месяцев этого года, однако общая сумма в производстве по краю составляет 987 млн руб., и взыскать ее сложно в том числе потому, что у значительной части должников, особенно физлиц, взыскивать фактически нечего в связи с ухудшением социально-экономической ситуации. Возросшую социальную напряженность в качестве одной из причин неплатежей отметила и госпожа Головченко. Она заметила, что до 10% неплательщиков ООО «ГУК-Краснодар» — это пенсионеры, которые раньше всегда относились к числу самых добросовестных клиентов.
По мнению замминистра ТЭК и ЖКХ Краснодарского края Вадима Якушева, оценивать действие закона преждевременно и необходимо дождаться результатов введения указанного закона в действие путем принятия всей предусмотренной для его реализации подзаконной базы, чтобы оценить, нужны ли дополнительные преференции энергоснабжающим организациям для взыскания задолженностей или достаточно принятых новаций. Большинство участников-представителей коммунальных компаний сошлись во мнении, что одним из мягких способов решения проблемы неплатежей является заключение прямых договоров между поставщиками ресурсов и потребителями.
По итогам мероприятия «Коммерсантъ-Юг России» подготовит совместно с его участниками резолюцию, которая затем будет направлена в органы исполнительной и законодательной власти региона и страны.
Для справки:
Закон 307-ФЗ усиливает административную ответственность за самовольное подключение к электро- и теплосетям, нефте- и газопроводам. Штраф для физлиц вырос до 10–15 тыс. руб., для должностных лиц — до 30–80 тыс. руб., для юрлиц — до 100–200 тыс. руб.
Согласно закону 307-ФЗ, пеня за просрочку платежей за поставленные энергоресурсы для управляющих компаний (УК), тепло- и водоснабжающих предприятий вырастет почти вдвое. Штраф увеличится с 1/300 до 1/170 ставки рефинансирования ЦБ с 61-го по 90-й день просрочки (сейчас она составляет 8,25%), а после 91-го дня просрочки — до 1/130 ставки ежесуточно.
Для населения с 31-го по 90-й день останется 1/300 ставки рефинансирования, а с 91-го дня просрочки — 1/130 ставки, что составляет 30,9% годовых. Эти правила также распространяются на жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) и товарищества собственников жилья (ТСЖ).