Автоконцерны формируют закупочный фронт
Отрасль может сплотиться в борьбе с металлургами
Российские автоконцерны рассматривают возможность объединения закупок металла: такие переговоры ведут АвтоВАЗ с КамАЗом, к ним готовы присоединиться "Соллерс" и группа ГАЗ. Это должно помочь автоконцернам в торгах с металлургами, которые не впервые сталкиваются с претензиями из-за резкого роста цен. В ФАС говорят, что могут рассмотреть ситуацию, но пока заявок на объединение закупок не поступало.
Новый президент АвтоВАЗа Никола Мор обсудил с гендиректором КамАЗа Сергеем Когогиным перспективы организации совместных закупок — в частности, "взаимодействия двух компаний с поставщиками металлопроката", сообщил вчера КамАЗ. Как и когда могут быть объединены закупки, в автоконцернах не поясняют. У компаний общий акционер: у "Ростеха" 49,9% КамАЗа и около 25% АвтоВАЗа. Но, говорят источники "Ъ" в отрасли, идею объединения закупок металла с АвтоВАЗом "уже некоторое время обсуждают и другие крупные автокомпании — "Соллерс" и группа ГАЗ".
Представитель "Соллерса" подтвердила "Ъ", что компания вела переговоры с АвтоВАЗом об унификации марок стали для объединения объемов закупок еще до смены руководства тольяттинского завода в марте и готова продолжить диалог. Вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева сказала "Ъ", что сейчас у группы нет общих закупок с другими предприятиями вне холдинга, но ГАЗ "готов рассматривать такие предложения". "Объединение закупок, безусловно, дает преимущества с точки зрения цены и условий оплаты",— отметила госпожа Матвеева, приведя в пример единую организацию закупок после консолидации автопредприятий в периметре группы. "Это удобно и для поставщиков, так как у нас установлены единые стандарты по качеству и дисциплине поставок, а работа ведется в рамках "единого окна",— добавила она.
Продажи автопрому у трех крупнейших производителей автолиста в РФ невелики. У ММК в 2015 году на них приходилось всего 4% (335 тыс. тонн), следует из презентации компании. ММК продает прокат АвтоВАЗу, УАЗу, ГАЗу, КамАЗу, но ни один из них не входит в топ-10 покупателей по объемам (нижняя граница — 160 тыс. тонн). "Северсталь" в 2015 году поставила КамАЗу, Renault Nissan, GM Uzbekistan и другим 3% от производства, или 324 тыс. тонн, НЛМК продал машиностроителям 12% от своих российских поставок, или 740 тыс. тонн. Автоконцерны объемы закупок автолиста и поставщиков не раскрывают.
Официально металлурги инициативу автопроизводителей не комментируют, но источники "Ъ", близкие к ним, опасаются, что это приведет к тому, что автопроизводители станут "крайне агрессивно торговаться". Один из собеседников "Ъ" в автопроме говорит, что, хотя у большинства компаний закупки металла идут по долгосрочным контрактам с формулой, тормозящей рост цены, автоконцерны все равно недовольны. "Привязка внутренних цен к зарубежным неоправданна",— говорит он, указывая, что на прокат приходится до 30% в структуре закупок автоконцернов. С февраля по июнь внутренние цены на холоднокатаный прокат выросли на 13-14%, говорит один из металлургов. Но, по данным "Металл Эксперта", рост с марта по июнь был выше — 42%.
Источники "Ъ" среди металлургов отметили важность позиции ФАС, один из них указывает, что закон не запрещает объединять закупки. Глава управления контроля промышленности ФАС Нелли Галимханова сказала "Ъ", что пока в службу не поступало обращений о создании единого центра закупок, а позиция ФАС по данному вопросу может быть сформирована после запроса участников рынка и получения информации о центре, его номенклатуре продукции и планируемых к закупке объемов. Но источник "Ъ", знакомый с ситуацией, говорит, что вероятность возникновения монопсонии "крайне низка".
Недовольны ростом цен на прокат также строители и вагоностроители. Жалобы первых ФАС рассматривала 24 мая, пообещав разобраться до конца июня. Источник "Ъ" в крупной вагоностроительной компании говорит, что рост цен на прокат до 56% повысит себестоимость на 15-20%. Коммерческий директор Уралвагонзавода Андрей Сентябов сказал "Ъ", что "если в 2015 году цена на вагонный прокат выросла на 32%, то с января 2016 года по сегодняшний день — уже на 70%". Он, как и собеседник "Ъ" в автопроме, считает рост необоснованным.
Олег Петропавловский из БКС отмечает, что рентабельность металлургов по прокату для автопрома может достигать 30%. Если объединение закупок автоконцернами осложнит их отношения с металлургами, то первые могут попробовать закупать импортный металл, а вторые — продавать выпадающие объемы в виде слябов или горячекатаных листов, но с меньшей рентабельностью, считает он. Продавать автолист за рубеж у российских компаний не получится, полагает аналитик.