Дистанция между водителями и пешеходами становится дороже
Планируется увеличить штрафы за нарушения на зебре
По поручению президента Владимира Путина МВД подготовило поправки к КоАП, ужесточающие наказание для водителей, не уступающих дорогу пешеходам. Максимальный штраф будет увеличен с 1,5 тыс. до 2,5 тыс. руб. В Госдуме говорят, что необходимо подумать и об усилении ответственности для пешеходов, которые, как правило, ПДД знают очень плохо.
Разработанные МВД поправки к КоАП опубликованы на regulation.gov.ru. Максимальную санкцию за отказ пропустить пешехода и велосипедиста на "зебре" (ст. 12.18) предлагается увеличить с 1,5 тыс. до 2,5 тыс. руб. Усилить ответственность предложил президент Владимир Путин на заседании Госсовета по безопасности дорожного движения в марте 2016 года. ГИБДД в пояснительной записке к поправкам приводит статистику: в 2014 году по ст. 12.18 КоАП было заведено 1,64 млн административных дел, в 2015 году — уже 1,66 млн. В 2015 году на пешеходных переходах произошло 19,7 тыс. ДТП, в которых погибли 1233 человека, в 2014 году — 19,3 тыс. ДТП с 1236 погибшими.
Напомним, по действующим ПДД водитель, приближающийся к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу человеку, переходящему дорогу или "вступившему на проезжую часть". В конце 2014 года вступила в силу новая редакция правил: если перед нерегулируемым переходом остановился или притормаживает автомобиль, водители машин, едущих следом, тоже должны остановиться или снизить скорость независимо от того, есть ли на зебре человек. При этом еще в 2012 году Верховный суд пояснял: если траектории движения пешехода и машины не пересекаются, то уступать дорогу не нужно.
Глава общественной организации "Союз пешеходов России" Владимир Соколов говорит, что штраф "сегодня не работает". "Не потому, что он маленький, а потому, что некому привлекать водителей к ответственности,— пояснил он "Ъ".— Большинство инспекторов заняты на оформлении аварий". Ранее в ГИБДД приводили данные: в 2014 году инспекторы оформили 4,5 млн происшествий без пострадавших, только в Москве — более полумиллиона. "Ну и кто в результате будет следить за переходами? — говорит господин Соколов.— Власти уже начали устанавливать для этого специальные камеры, но и они требуют сотрудника, который будет отсматривать видеоматериалы. Фиксировать такое нарушение очень сложно. А сам штраф в 2,5 тыс. руб. многие водители просто не почувствуют — это цена бака бензина". По его мнению, эффективным способом снизить аварийность на пешеходных переходах мог бы стать жесткий скоростной лимит 50 км/ч, как это принято во многих западных городах.
Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков идею МВД поддержал. "Но надо подумать и над ответственностью пешеходов,— говорит депутат.— Как показывает практика, правил они не знают, переходят дорогу в неположенных местах с музыкой в наушниках или уткнувшись в мобильный телефон". КОАП предусматривает штраф для пешеходов, нарушающих ПДД (500 руб. для трезвого и 1 тыс. для пьяного), однако на практике, говорит господин Лысаков, его применить сложно: для этого нужно отвезти гражданина в отделение, потребовав документы, которых у него может с собой и не быть.