Промышленность прощается с персоналом в ожидании роботов
Мониторинг / роботизация
Для компаний с недостаточно квалифицированными сотрудниками эффект "четвертой промышленной революции" — реализации технологий искусственного интеллекта, Big Data и роботизации — будет скорее негативным и уже приводит к сокращению занятости, следует из исследования аналитического центра RIETY (готовит отчеты для правительства Японии). В то же время компании с высокообразованным персоналом, напротив, в среднем положительно оценивают новые технологии и реже отмечают их влияние на сокращение занятости.
В опросе RIETY участвовали 3 тыс. компаний (половина — в промышленности). Им было предложено оценить влияние на операционную деятельность таких технологий, как Big Data (аналитика данных), искусственного интеллекта, роботов и автоматизации процессов. Среди наиболее уязвимых групп чаще всего называют сотрудников колл-центров (их может заменить система распознавания речи), а также водителей (потребность в них уйдет после внедрения беспилотного транспорта). Всего по отдельным оценкам (Frey and Osborne, 2013) под угрозой замены человеческого труда находится почти 47% рабочих мест.
Эффект от традиционных ИТ-технологий исчерпал свое влияние на производительность еще примерно в середине 2000-х, констатируют в RIETY. Роботизация могла бы привести к замещению труда капиталом и резкому ускорению экономического роста, но, вероятно, это случится не в ближайшие годы, полагают в центре. Пока же большинство компаний затрудняются с оценкой влияния этих технологий на собственный бизнес: в среднем лишь 3,7% отметили рост занятости, 22% — ее снижение (28% не ощутили влияния, 46% затруднились с ответом). Положительная динамика занятости наблюдалась лишь в ИКТ-секторе (16% против 14%), а негативнее всего влияние на занятость ожидаемо оценили производственные компании (3% и 29% соответственно). При этом глобальные фирмы в целом более склонны к использованию роботизированных технологий (21,4% отметили положительное влияние на занятость, 18,6% — негативное). В компаниях, положительно оценивших технологические новшества, в среднем 40% сотрудников имеют степень, а в настроенных негативно — 33%. Выраженнее всего это различие в использовании Big Data — в компаниях, которые выступают "за" них, 47% сотрудников имеют ученую степень, а в компаниях, не заинтересованных в технологиях — 35%.