«Каждый десятый российский спектакль прочно связан с традицией итальянского театра»
Театральный обозреватель «Коммерсантъ FM» Марина Тимашева рассказала о премьере спектакля «Любовь к трем апельсинам» в Московском академическом музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.
Гоцци, Мейерхольд, Прокофьев — что объединяет великих драматурга, режиссера и композитора? Любовь к трем апельсинам. Так называется сказка Гоцци. Так назывался журнал, который издавал Мейерхольд, и именно он предложил Прокофьеву взять историю Гоцци за основание оперного либретто. Сергей Прокофьев принял подарки. Одной из героинь он присвоил имя певицы Лины Люберы. В 1921-м опера была представлена в Чикаго, а в 22-м композитор женился на Лине-Линетте.
Премьера Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко посвящена 125-летию со дня рождения композитора, но интерес художественного руководителя театра Александра Тителя к произведениям Прокофьева не ограничен датами — годом раньше он поставил «Войну и мир». В интересе к операм, построенным на приключениях, театр тоже последователен: в афише имеется блистательная «Итальянка в Алжире» Россини.
В начале ХХ века итальянская комедия дель арте играла значительную роль в русском искусстве: творчестве «мирискусников», поэтов Серебряного века, Мейерхольда, Таирова, Фокина. И по сей день каждый десятый российский спектакль прочно связан с традицией итальянского театра. Не изменилась и суть дискуссии о театральных предпочтениях, которую ведут в прологе к «Трем апельсинам» Трагики, Комики, Лирики и Пустоголовые: одни мрачно требуют высоких трагедий, другие — целебного смеха, третьи — душещипательных любовных историй, четвертые — грубых фарсов. Мы же не станем драться и пойдем на новый спектакль, потому что в нем найдем и смешное, и меланхолическое, и романтическое. Залогом тому имена режиссера Александра Тителя, художника Владимира Арефьева, дирижера Александра Лазарева и прекрасных вокалистов.