Успешный экспорт автомобилей во многих странах считается важным показателем технологических достижений. Советские автомобили были довольно востребованы за границей: так, популярность УАЗов в Италии превосходила интерес к ним на родине. Современные российские машины пользуются спросом в странах СНГ, Германии и Египте. Как экспортировались советские и российские авто — в фотогалерее «Ъ».
В 1946–1958 годах на Горьковском автомобильном заводе производился автомобиль ГАЗ-М20 «Победа». «Победа» была одним из первых советских автомобилей, широко предлагавшихся на экспорт. Уже в 1947 году в Европу была отправлена первая партия из 5 тыс. этих машин. Автомобиль поставляли в Финляндию, скандинавские страны, Бельгию, Англию и США. «Победа» являлась первым советским легковым автомобилем с несущим кузовом и одним из первых в мире, крупносерийно выпускавшихся с кузовом полностью понтонного типа — без выступающих крыльев и их рудиментов, подножек и фар
Фото: РИА Новости
В 1957–1970 годах на Горьковском автомобильном заводе производилась ГАЗ-21 «Волга». «Волга» ГАЗ-21 (М-21) была одним из первых массово экспортировавшихся советских автомобилей, продавалась в 75 странах мира. Особой популярностью в Великобритании, Бельгии и других европейских странах пользовалась версия с двухцветным кузовом. Только в 1957–1959 годах СССР поставил за рубеж 11,7 тыс. автомобилей ГАЗ-21 на сумму более 226,5 млн руб
На фото: Летчик-космонавт СССР Владимир Комаров с дочерью Ириной моет машину
Фото: Александр Моклецов / РИА Новости
С 1960 по 1969 год выпускался первый автомобиль Запорожского автомобилестроительного завода ЗАЗ-965, известный как «горбатый запорожец». Экспортная версия ЗАЗ — 965Э/965АЭ «Ялта» (в Европе была известна как Jalta или Yalta) — поставлялась в ГДР, Болгарию, Венгрию, Финляндию, а также на Кубу. Заднемоторные ЗАЗ-965Э отличались от машин для внутреннего рынка наличием двух наклонных молдингов по бокам кузова, хромированным зеркалом заднего вида на левом крыле, штатным радиоприемником, а иногда и двухцветной окраской
Фото: РИА Новости
С 1964 по 1975 год на заводе «Москвич» выпускался Москвич-408. Он стал одним из самых экспортируемых советских автомобилей: с 1964 по 1969 год за рубеж было поставлено более 273,5 тыс. таких авто. В конце 1960-х годов около 65% продукции «Москвича» шло на экспорт. Основными рынками сбыта стали страны Восточной Европы, Бельгия, Нидерланды, Франция, Финляндия и другие скандинавские страны. Экспортные модификации имели четырехфарную облицовку радиатора, более мощный двигатель (55 л. с.), улучшенную отделку салона
На фото: Семья бельгийцев демонстрирует свой новый автомобиль «Москвич-408»
Фото: РИА Новости
Производящиеся с 1965 года на Ульяновском автомобильном заводе УАЗ-452 (в народе прозванные «Буханка») на экспорт поставлялись в грузопассажирской версии УАЗ-3909 безо всяких доработок. Машина оказалась настолько популярной в Японии, что в стране до сих пор существуют сайты, посвященные этому автомобилю
Фото: РИА Новости
Спрос на советские «Жигули» (известные за рубежом под брендом Lada) в Европе рос начиная с 1970-х годов и достиг пика в 1978 году: тогда СССР отправил на экспорт 388 тыс. легковых автомобилей, из которых 285 тыс. являлись «Ладами». Одна из важных новинок, которую вывел на мировой рынок в середине семидесятых АвтоВАЗ,— это Lada-1600 (она же ВАЗ-2106). Автомобиль не смог найти спрос в Западной Европе, но в Восточной был очень популярен. Именно эта модель стала миллионным автомобилем, который СССР поставил в страны Восточной Европы. Большим спросом также пользовались ВАЗ-2108 и ВАЗ-2104 с удобным для перевозок кузовом «универсал»
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов
С 1976 года Камский автомобильный завод выпускает грузовики «КамАЗ». С тех пор ежегодно на экспорт уходит несколько тысяч машин. Ключевым рынком для КамАЗа в настоящее время остается СНГ, после которого идут Вьетнам и Колумбия. Рекордное количество грузовиков было реализовано в 2007 году: тогда на внешние рынки было поставлено 13,4 тыс. «КамАЗов». С тех пор спрос на грузовики несколько упал и в 2015 году составил 5,6 тыс. экземпляров
Фото: AP
С 1977 года на АвтоВАЗе производится ВАЗ-2121 «Нива» (с 2004 года — под маркой Lada 4x4). В первый же год модель заняла до 40% европейского рынка внедорожников. Продавалась в Греции, Австрии, Германии, Великобритании. За 25 лет было продано свыше полумиллиона экземпляров — это в два раза больше, чем было продано на экспорт всех советских автомобилей до создания «Нивы»
Фото: hugo90 / flickr
С 1972 по 2003 год на Ульяновском автомобильном заводе производились автомобили УАЗ-469Б («Марторелли»). На экспорт производили несколько модификаций — UAZ-Explorer, UAZ-Marathon (с дизелем Peugeot XD2), UAZ-Dakar (с турбодизелем фирмы Витторио Марторелли VM), UAZ-Racing (с бензиновым двигателем Fiat). Автомобиль был наиболее популярен в Италии. Всего с 1973 по 1999 год было продано свыше 6,5 тыс. ульяновских вездеходов. Автомобиль появился в четвертом сезоне популярного в Италии сериала «Спрут» в качестве машины одного из мафиози
Фото: uazbuka.ru
В настоящее время основной экспортной единицей АвтоВАЗа остается Lada 4x4, продажи которой составляют до 87% от всех продаж производителя за рубежом, однако новые Lada Granta, Lada Kalina и Lada Priora также поставляются за рубеж, хотя данные по их продажам не раскрываются. В 2015 году АвтоВАЗ отгрузил за рубеж 30 тыс. автомобилей. Основными рынками для компании являются страны СНГ, а также Египет и Германия
Фото: peterolthof / flickr