1959 год
Тенденция, обозначенная Михаилом Калатозовым ("Летят журавли", 1957), становится мейнстримом. У Великой Отечественной отныне человеческое лицо солдата, военнопленного, лейтенанта.
"Баллада о солдате" (Григорий Чухрай, СССР), "Судьба человека" (Сергей Бондарчук, СССР), "Майские звезды" (Станислав Ростоцкий, СССР)
Фото: РИА Новости
Предпоследнее (перед "Клеопатрой") нечеловеческое усилие Голливуда оторвать зрителей от телеэкрана невиданным зрелищем из древней истории окупило себя 11 "Оскарами".
"Бен-Гур" (Уильям Уайлер, США)
Шедевр кино, освободившегося от неореалистических догм: любовь юноши и зрелой женщины на фоне кровавого хаоса.
"Жестокое лето" (Валерио Дзурлини, Италия)
Самый забавный и изобретательный фильм Хичкока. Рекламного агента принимают за тайного агента Каплана, к тому же несуществующего.
"К северу через северо-запад" (Альфред Хичкок, США)
Экранизация драмы Джона Осборна, рождение кино "рассерженных молодых людей", бессильный рык пролетарского отчаяния.
"Оглянись во гневе" (Тони Ричардсон, Великобритания)
Великий антирасистский нуар по сценарию занесенного в черные списки коммуниста Абрахама Линкольна Полонски: животный расизм одного из бандитов пускает под откос великолепное ограбление.
"Ставки на завтра" (Роберт Уайз, США)
Пришествие многоликой "новой волны": изощренность модернистского письма Рене, сентиментальность Трюффо, антибуржуазные выпады буржуа Шаброля.
"Хиросима, любовь моя" (Ален Рене, Франция), "400 ударов" (Франсуа Трюффо, Франция), "Кузены" (Клод Шаброль, Франция)
Рождение нового независимого нью-йоркского кино. Расистские предрассудки, оказывается, не чужды даже битнической богеме.
"Тени" (Джон Кассаветес, США)