В Челябинске увидели катастрофу
В городе обсуждают маркетинговую стратегию, но не могут найти преимуществ
Общественники Челябинска заявили о необходимости разработки маркетинговой стратегии города. Их не устраивает, что муниципалитет представляется как промышленный и даже маргинальный город. Его образ не привлекает туристов и инвесторов, а местные жители стараются отсюда уехать. Ответственность за разработку стратегии никто на себя так и не взял, но договорились обсуждать этот вопрос ежеквартально в числе прочих.
Вчера в Челябинске завершил работу региональный Форум малого и среднего бизнеса — 2016. На одном из круглых столов обсуждался вопрос бренда города, его образа в глазах инвесторов и влияния на привлечение деловых туристов. Соседний Екатеринбург изначально развивался как центр области, Челябинск же, по сути, представляет собой агломерацию рабочих поселков, считает генеральный директор РИА «Иероглиф» Дмитрий Довбня. Стратегией развития города никто не занимался, что привело в итоге к оттоку населения. «Могу привести пример: мой старший сын окончил школу, из 23 человек из его класса в Челябинске остались учиться только двое. Это катастрофа! Лишь преимущества могут оставить здесь людей. Надо с детства объяснять, чем наш город хорош, ради чего в нем нужно жить», — сообщил председатель комитета по градостроительству челябинского регионального отделения «Опоры России» Андрей Бодрягин. Собравшиеся сошлись во мнении, что пока четко сформулировать плюсы проживания в городе не получается. А Челябинск часто себя позиционирует как промышленный и даже маргинальный город. Для решения этой проблемы они предлагают разработать маркетинговую стратегию Челябинска. «Разработав ее, мы получим комплексный анализ. Дело в том, что целостный и комплексный анализ ресурсной базы региона не проводился с 1994 года, — считает господин Довбня. — Маркетинг территорий — это не только их имидж и PR. Это создание новых конкурентоспособных региональных продуктов. Также очень важно понимание и анализ мировых и региональных трендов, которые будут двигать нас вперед».
Однако специалистов с достаточным уровнем квалификации для разработки маркетинговой стратегии города-миллионника в Челябинске нет. «У нас есть только энтузиасты. Работать должны все: общественность, международные и российские специалисты. Должна быть сформирована какая-то структура, и она должна быть открытая, в Челябинск должны приходить новые, свежие идеи», — считает господин Бодрягин. С ним отчасти согласен Дмитрий Довбня: «Но правильнее создать определенную рабочую группу внутри Челябинска, которая будет провайдером и администратором процесса. А внешние, сторонние консультанты приглашаются на решение конкретных задач».
Кто конкретно будет отвечать за разработку стратегии, договориться не удалось. Звучали предложения доверить эту работу городской администрации, общественному совету, специально сформированной рабочей группе. Между тем, по мнению директора компании «Элефант» Михаила Смирнова, ответственность за развитие Челябинска — наиболее важный вопрос. «Для чего стратегия, если генплан города живет 15 минут? Город живет оперативно-тактической жизнью, не известно, что будет через год. Пока мы делаем стратегический план, в Челябинске градостроительные преступления совершаются ежедневно, — считает господин Смирнов. — Давайте к персональной ответственности людей привлечем. Необходимо выделить заказчика разработки стратегии».
Чтобы форум не принял формат мероприятия, после которого все, поговорив, расходятся, в резолюцию решили включить регулярное обсуждение поднятых на мероприятии проблем. «Общее предложение ко всему форуму: предлагаем ежеквартально на муниципальных общественных координационных советах возвращаться к тому, что сегодня было сказано, чтобы была персональная ответственность за предлагаемые решения», — сообщила модератор круглого стола, директор Центра международной торговли Челябинска Татьяна Степанова.