Первоначальный книжный капитал
Доступ к книгам в детстве благотворно влияет на будущую зарплату
К такому выводу пришли экономисты Университета Падуи в Италии, опросив 5820 мужчин в возрасте от 60 до 96 лет из девяти европейских стран. Они сравнили данные об образовании, доступе к книгам и заработках в течение жизни. Выяснилось, что участники опроса, которые учились в школе на год дольше, впоследствии зарабатывали на 9% больше. Так получилось, потому что их школьные годы пришлись на время реформ, когда в европейских странах был увеличен срок обязательного школьного образования. Более того, респонденты, у которых в детстве дома было более 10 книг, не входивших в школьную программу, в течение жизни заработали на 21% больше. При этом не играло роли, имели они 50, 100 или 200 книг. Главное — не менее десяти. По словам одного из авторов исследования Гульельмо Вебера, не следует говорить о прямой связи книг и зарплаты. Вероятно, у детей, которые росли в домах с книгами, было больше возможностей получить полезный жизненный опыт. Или в таких домах жили семьи с более богатым культурным и социально-экономическим бэкграундом. Другими словами, книги сами по себе могли зародить любопытство и амбиции. Также понятно, что подобные семьи поощряют тягу к знаниям и изначально имеют больший доход. Исследователи указывают, что учли отсутствие интернета в эпоху, когда росли респонденты, однако считают, что книги и сегодня важный индикатор будущего финансового успеха.